Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 2. Как мне быть с…?


Глава 8
А почему нельзя…?

Секс, любовь, супружество

Вопрос 59: Не от ненависти ли к телу происходит негативное отношение христиан к сексу? Христианство видит в нем что-то грязное, не так ли?
Вопрос 60: Почему христиане так ревностно относятся к вопросам секса?
Вопрос 61: Почему я должен воздерживаться от добрачного секса?
Вопрос 62: Но для всех добрачный секс - абсолютная норма. Неужели все общество ошибается?
Вопрос 63: Но ведь парню нужен секс. Разве это не естественно?
Вопрос 64: Почему так обострилась проблема изнасилований, происходящих во время свиданий?
Вопрос 65: Вправе ли супруги расторгнуть свой брак, если он больше не удовлетворяет обоих?
Вопрос 66: После того как мои родители развелись, я не могу по-прежнему их уважать. Как они могут называть мои решения неправильными, когда сами приняли такое неверное решение?
Краткое изложение ключевых пунктов


ВОПРОС 59: Не от ненависти ли к телу происходит негативное отношение христиан к сексу? Христианство видит в нем что-то грязное, не так ли?

Тенденция считать человеческое тело нечистым ведет начало от идеи противостояния души и тела, так называемого дуализма. Это заблуждение поразило не только христианство. В разные периоды времени под его влияние попадали и люди, принадлежащие другим конфессиям.

Мы были свидетелями того, как ужасно проявилось это заблуждение в секте «Небесные врата». Членов этой секты было легко узнать, они все были «на одно лицо»: черная одежда, кроссовки Nike, одинаковая стрижка. Когда полиция вошла в помещение, которое занимала секта, и обнаружила трупы самоубийц, оказалось, что все тридцать девять ее членов были совсем молодые люди.

Чрезвычайное сходство членов секты было следствием их лжеучения, а их коллективный уход из жизни объяснялся просто. Эта секта проповедовала ненависть к материальному миру вообще и — особенно — к телу и физиологии.

Члены этой секты верили, что для достижения спасения необходимо избавиться от тела, в котором они видели своего рода тюрьму души, а спасение возможно, только если душа освободится от тела. Поэтому о телах они говорили как о «контейнерах». Интересная деталь: этот принцип нередко служит и оправданием для сексуальной неразборчивости, ибо тело отделено от «я» и отношения к душе не имеет. Это ложь, оправдывающая жестокость и ложно-мистические пристрастия и склонности. Но лжеучение «Небесных врат» запрещало вступление в брак как и любое сексуальное действие и проповедовало отвращение ко всему, что его последователи называли поведением «человека-животного».

Подобно членам секты «Небесные врата», все дуалисты верят не только в существование радикального разрыва между телом и душой, но и в то, что человеческое тело и материальный мир — носители зла.

Дуализм чрезвычайно вредно влиял на христианскую Церковь первых веков и был справедливо осужден как ересь, потому что Писание однозначно отвергает всякий дуализм. Книга Бытие учит, что Бог сотворил небо и землю, а так-же человеческое тело и остался доволен Своим творением. Апостол Павел говорит о нашем теле как о храме Святого Духа и пишет Тимофею: «…всякое творение Божие хорошо…» (1 Тим. 4:4).

Пауль Тиллих напоминает, что это составляет содержание первого пункта Апостольского символа веры: «Верую в Бога Всемогущего Отца, Творца неба и земли». Исповедуя это, христианство отделило себя от дуализма, учения непосредственно родственного язычеству. В христианском понимании тело, душа и дух едины. Современные неверующие принижают значение тела, претендуют на господство над ним и объявляют его объектом, предназначенным для получения удовольствия.

Библейская позиция в этом вопросе ясна: человеческое тело само по себе не является злом; желания плоти, такие как блуд, ревность, пьянство — вот что питается грехом и должно контролироваться.

В этой связи очень важно знать и понимать сущность библейского мировоззрения. Свойственное христианству уважительное отношение к тварному миру учит нас ценить все Божье творение, включая тело. Мы обязаны заботиться о теле и не нарушать заложенную в нем моральную первооснову. Христианский запрет добрачного секса, гомосексуализма и других форм сексуальной жизни не имеет ничего общего с жесткими ограничениями, цель которых — осуждение всякого удовольствия, связанного с плотской любовью. Смысл христианской морали в уважении к человеческому достоинству, в том, чтобы научить верующих пользоваться своей свободой, чтобы в радости ощущать себя Божьими творениями.

К началу страницы


ВОПРОС 60: Почему христиане так ревностно относятся к вопросам секса?

Не только подростки, но и многие взрослые люди считают, что подавлять свои чувства нехорошо, что жизнь была бы лучше, если бы секс признали одним из величайших удовольствий жизни. Кристин Гебби, координатор действий по борьбе со СПИДом при президенте Клинтоне, как-то назвала Америку нравственно скованным, викторианским обществом. По ее мнению, сама идея учить детей отказываться от секса «преступна», так как «порождает в детях страх» и лишает их позитивного отношения к сексу. Чему действительно надо учить детей, продолжает Гебби, так тому, что секс есть «необычайно привлекательное и важное для жизни занятие».

Я знаю, что нынешняя Америка настолько сдержанна, что позволяет таким людям, как Мадонна, делать состояние на демонстрации собственного тела. Мы настолько «викторианцы», что у нас ни один товар не продается без сексуальной «приправы». Мы такие «пуритане», что журналы Playboy и Hustler продаются на всех перекрестках.

Очевидно, мы очень хорошо знаем, что секс — действительно «приятная вещь». Нам действительно не хватает лишь знания, что секс может быть несравненно приятнее, если он ограничен рамками библейской морали.

Статистика показывает, что современные «викторианцы» (так называют консервативных христиан) гораздо чаще, чем иные группы жителей США, говорят об удовлетворении от сексуального общения. Несколько лет назад журнал Redbook поместил данные опроса на эту тему, к удивлению многих, показавшие, что женщины, называвшие себя «очень религиозными», гораздо чаще говорят об удовлетворенности сексуальной жизнью, чем неверующие.

А пока миссис Гебби метала молнии в адрес консервативных моралистов, организация «Южные баптисты» проводила осенний фестиваль «Счастливый секс в твоем браке». Представитель деноминации Ричард Ленд заметил, что миссис Гебби никак не может различить две вещи: воздержание вне брака и недопустимость пренебрежения к сексу в браке.

Библейская этика не пропагандирует пренебрежительное отношение к сексу. Если бы миссис Гебби внимательно вчиталась в эту великую книгу, как известно, формирующую взгляды так называемых «викторианских» христиан, она нашла бы в ней самую замечательную программу по сексуальному воспитанию из всех, какие ей доводилось видеть. Она узнала бы, что Библия не только не подавляет секс, но приветствует его. Песнь песней царя Соломона — прекрасное описание нежных чувств и желаний, которые испытывают друг к другу мужчина и женщина.

Новый Завет продолжает эту тему. Апостол Павел говорит, что муж и жена не должны уклоняться от сексуального общения друг с другом, и, следовательно, секс признается важной частью супружеских взаимоотношений.

Вообразите: Библия настоятельно рекомендует супругам удовлетворять сексуальные желания друг друга.

К началу страницы


ВОПРОС 61: Почему я должен воздерживаться от добрачного секса?

Здесь снова надо подчеркнуть, что библейское учение о сексе и браке исходит из одного: кем создал нас Бог? Дело в том, что человек — это не просто душа, заключенная в теле; тело для нас — не просто механическое средство или инструмент, используемый для конкретных целей. Душа и тело составляют единство; они — одно целое. Любое сексуальное общение предполагает полную самоотдачу человека другому. Поэтому Библия говорит, что в супружеском союзе двое становятся «одной плотью». Это происходит не только в буквальном смысле — соединение двух тел имеет также психологическое и духовное содержание, признаем мы это или нет.

Писание очень категорично говорит о сексуальном грехе: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6:18).

В своей речи «Почему человеку так важно быть цельной личностью», произнесенной на Национальном молитвенном завтраке, профессор Принстонского университета Роберт Джордж, сказал следующее: «Там, где к сексу относятся только как удовольствию или как средству для возбуждения взаимных эмоций, ощущений или как к иному эксцентричному и безличному акту, — там человеческое тело низводится до уровня субличностного, чисто вспомогательного объекта. Такое базирующееся на опыте разделение телесного и сознательного начала в человеке приводит буквально к распаду личности. Человеческая личность разрывается, ее единство, ее динамичная целостность и гармония души и духа разрушается».

Другими словами, человек, неразборчивый в сексуальной жизни, любит другого человека только в процессе полового контакта, но отрицает всякую духовную связь с этим человеком и всякую ответственность за него. Разрыв, возникающий между содержанием совершенного акта и личными переживаниями человека, связанными с ним, неизбежно порождает душевное и духовное страдание. Жизнь превращается в ложь. Человек перестает отличать истинные чувства от ложных, и в итоге вообще может утратить способность любить.

Настоящая любовь… выдерживает испытание даже отсутствием физической близости. Излишняя сексуальность лишает умения смотреть на мир объективно.

Майкл Макманус, «Хранители супружества»

Возможно, это крайний случай, но как относиться к нашей эротизированной культуре, к тому, что отовсюду только и слышишь жалобы на невозможность найти настоящую любовь.

Недавно мне довелось увидеть один замечательный старый фильм, называемый Твое, мое и наше. Главный герой фильма (его играет Генри Фонда) отвозит свою беременную жену (Люсиль Болл) в больницу, где она должна дать жизнь ребенку. По дороге они натыкаются на парочку — дочь-подростка и ее дружка. Девушка пытается отклонить сексуальные притязания юноши, но не уверена, что права. Она рассказывает отцу, что ее бойфренд Ларри настаивает, чтобы она доказала ему свою любовь в постели.

Фонда говорит, что настоящая любовь и настоящий секс ведут к тому, чтобы на свет явилась новая жизнь. «Вот что это такое, — говорит Фонда. — Если ты хочешь знать, что такое настоящая любовь, посмотри вокруг. Посмотри на свою мать».

Люсиль Болл прерывает его: «Не сейчас».

«Нет, — говорит Фонда, — именно сейчас. Пока ты не поймешь это и не примешь это, все остальное — большой обман… Жизнь — это не половой акт в общественном месте. Это и грязная посуда, и сломанный каблук, и множество других неприятностей».

Дочь пытается возразить: «Но Ларри говорит…»

Фонда обрывает ее: «Я тебе скажу что-то еще. Лечь в постель с мужчиной не значит доказать ему свою любовь. Любить значит вставать с постели каждое утро и видеть вокруг этот скучный, жалкий, привычный мир, в котором надо жить, потому что в нем есть дорогой тебе человек».

К началу страницы


ВОПРОС 62: Но для всех добрачный секс — абсолютная норма. Неужели все общество ошибается?

Печально, но подросток, задающий этот вопрос, прав. Секс вне брака стал совершенно нормальным явлением в любой пьесе, фильме, песне. Чтобы встать наперекор общественному мнению, от подростка требуется немалое мужество.

Тем не менее многие молодые люди не страшатся бросить вызов нормам светской культуры, которая неустанно призывает их поступать «как все». Оказывается, что девиз «как все» уже не проходит.

Последний номер журнала American Demographics знакомит читателей с девятнадцатилетним Райаном К., студентом Джорджтаунского университета. Если внешне Райан ничем, вплоть до украшенной пирсингом брови, не отличается от множества юношей, которых мы видим вокруг, то его взгляды на вопросы секса и морали поразительно «несовременны».

Райан говорит, что он не собирается иметь внебрачные сексуальные связи с женщинами. Он намерен впервые вступить в сексуальные отношения со своей невестой в первую брачную ночь.

И Райан не одинок в своей преданности более традиционным нравственным ценностям. За последние 18–20 лет удвоилось число молодых людей, считающих, что секс до брака — плохо. За последние два года число сожительствующих вне брака пар уменьшилось почти на треть. Разве это не свидетельствует о постепенном возвращении на прежний путь?

Никто не может уповать на кусочек резины, потому что никакой презерватив не в силах унять сердечную боль или восстановить разрушенные мечты. Для одиноких самый безопасный секс — его отсутствие — и точка. Вот стопроцентная гарантия.

А. К. Грин, Л. А. Лейкерс

Кирсти Дойг, вице-президент группы маркетингового исследования «Возрождающаяся молодежь», заметила, что эти цифры говорят о новой, набирающей силу тенденции среди молодежи, получившей название «неотрадиционализм». Другие эксперты, поддерживающие новое течение, предсказывают всплеск относительно ранних браков и появление больших семей.

Но самое замечательное — мотивы, стоящие за этими фактами. Дойг заявила журналу American Demographics, что сегодняшняя молодежь 18–24 лет «не видит стабильности в современной жизни», поэтому наблюдается «возвращение к традиционным понятиям, захватившее сферу супружества и создания семьи».

Интерес общества к традиционному укладу жизни дает христианам замечательную возможность для проповеди. Мы знаем, что какими бы позитивными ни были эти новые тенденции, их недостаточно. Эти молодые люди поступают правильно, но теперь им очень важно понять истинные причины и мотивы такого поведения.

Беседуя с подростками о том, для чего Бог создал секс, вы поможете им понять смысл этого вопроса, чтобы они могли радоваться сексуальной жизни в будущем браке. Вы способны настолько изменить отношение подростка к вопросам секса, что он решительно отвергнет всеобщее заблуждение по поводу добрачного секса.

К началу страницы


ВОПРОС 63: Но ведь парню нужен секс. Разве это не естественно?

Как сообщает New York Times, одно время в городских бассейнах стало популярным развлечение под названием «водоворот», где человек двадцать мальчиков-подростков, взявшись за руки, окружали девочку и, постепенно сужая круг, приближались, увлекали ее под воду, где стаскивали с нее купальник и набрасывались на нее. Проблема стала настолько серьезной, что несколько подростков были арестованы за сексуальное насилие.

Позже репортеры спрашивали у мальчиков, чем они объясняют свой омерзительный поступок. Один из них ответил: «Это же все природа. Посмотрите на собак. То же самое: двадцать кобелей бросаются на одну суку. Это естественно для мужского пола».

Какая отвратительная откровенность! Однако как это согласуется с тем, чему учат этих мальчиков в школах и чем их пичкает поп-культура.

Великий пророк сексуального образования Альфред Кинси строил свою теорию исключительно на основе научного натурализма: человек — не более чем часть природы. Отсюда следует, рассуждает Кинси, что любая форма сексуальной деятельности человека должна рассматриваться в связи с аналогичной деятельностью в среде низших видов живых существ. Любое поведение, наблюдаемое в среде животных, естественно для людей; сексуальное поведение совершенно идентично и у людей, и у животных. Выражаясь языком Кинси, налицо «нормальная картина жизни млекопитающих».

Как видно, Кинси не может оторваться от теории эволюции, которая преподносит нам идею преемственности мира людей и мира животных. Если мы — всего лишь более развитые животные, то модели нашего поведения ничем не отличаются от модели поведения животных, откуда следует, что и в нашем сексуальном поведении мы должны следовать примеру «наших млекопитающих предшественников».

Начиная с 1950-х годов философия Кинси была авторитетным руководством для всех программ по сексуальному воспитанию на всех уровнях образования. Похоже, что многие нью-йоркские тинэйджеры восприняли ее как руководство к действию. Их простейший аргумент «посмотрите на собак» — не что иное, как переложенные на подростковый жаргон научно-изощренные рассуждения Кинси о «картине о нормальной жизни млекопитающих».

Библия не утверждает, что мы всего лишь собаки, разгоряченные видом добычи. Она учит, что мы — носители образа Бога. Библия говорит, что в сексуальном акте мужчина и женщина становятся «одной плотью», подразумевая, что двое не только соединяются физически, но этим самым клянутся любить друг друга. Секс без любви — ложь, потому что половой акт содержит в себе внутренний смысл — изначальное обещание — любить другого человека. Этот смысл не зависит от нашего отношения к тому, что мы делаем, — он присущ самому акту.

Поэтому неразборчивость в сексуальных связях становится причиной большой неудовлетворенности. Партнеры чувствуют ложь, даже если пытаются убедить себя, что их занятие — не более чем развлечение.

Со временем беспорядочная сексуальная жизнь может убедить человека в том, что секс существует исключительно для удовольствия: со временем любая ложь делается все убедительнее. Но на самом деле беспорядочное сексуальное поведение отчуждает человека от истинных чувств; он перестает понимать полноту смысла соединения с другим человеком. Поэтому Библия учит, что беспорядочные сексуальные связи — грех человека против самого себя. Ложь, которой человек убаюкивает себя, несет губительные последствия для его душевной и духовной жизни.

К началу страницы


ВОПРОС 64: Почему так обострилась проблема изнасилований, происходящих во время свиданий?

Ответ на этот вопрос содержится в старом библейском правиле: что сеем, то и жнем. Годами наше общество сеяло семена сексуальной вседозволенности. Секс господствует повсюду — в кино, на телевидении, в поп-музыке. Иногда ученику средней школы вручают пачку презервативов — прямое напутствие от школьных властей, не больше не меньше, быть сексуально активным молодым человеком, но об этом мы еще будем говорить.

Чтобы научить молодых людей уважать женщин, нужно прививать им понятие о традиционных ценностях, согласно которым всякое насилие, всякое нечестие по отношению к другому человеку позор.

Уоллер Ньюэлл, «Кризис мужественности»

Старый рыцарский кодекс ныне дискредитирован. Помним ли мы времена, когда мужчину не считали цивилизованным человеком, если он не был готов оказать внимание женщине и защитить ее?

Некоторые из современных мужчин усвоили другой кодекс: настоящий мужчина берет все, что может доставить ему сексуальное удовольствие, настоящий мужчина не признает «нет» в ответ на свои притязания.

Утрата прежнего кодекса мужской чести ставит женщину в рискованное положение. Ни для кого не секрет, что между полами существуют биологические различия, что женщину легче оскорбить, чем мужчину. Когда рушатся границы морали, прежде всего страдают женщины.

Феминисты видят решение этой проблемы в одном: заставить мужчин уважать сказанное женщиной «нет». Это верно, но этого недостаточно. Как бы там ни было, мужчина не должен задавать этого вопроса. Это значило бы, что изнасилованию предшествует разговор на эту тему. В большинстве случаев изнасилование при свиданиях представляет собой применение грубой физической силы, не останавливающейся перед отказом другого человека, иначе говоря о попрании достоинства другого. Настоящая проблема заключается в том, что секс лишился своей нравственной основы. Он стал тривиальным контактом двух человеческих желаний.

Мужчина говорит «Я хочу», а женщина говорит «Я не хочу», но ни тот, ни другая не имеет ни нравственных принципов для обуздания своих желаний, ни кодекса чести, приличествующего обоим и более широкому окружению. Остается только противоборство личных желаний двух людей. Добавьте алкоголь или наркотик, и перед вами классический сценарий изнасилования.

Пережитое насилие надолго травмирует женщин, затрудняет процесс их психологического созревания, ослабляет иммунитет к стрессам в будущей жизни, вредит здоровью и благополучию их будущих семей. Не будем ошибаться: изнасилование — вещь серьезная, оно влечет массу сопутствующих травм.

Америка нуждается в пересмотре отношения к сексу как к вопросу личного выбора. Это нравственная проблема. Есть нравственные нормы, которые нередко идут вразрез с нашими сиюминутными желаниями, и не только в области секса, но и в любой другой сфере жизни.

1960-е годы породили идею свободного секса. Сегодня мы пожинаем плоды секса насильственного. В сексе, как в политике, свобода без моральных критериев приводит к тому, что прав всегда сильнейший, тот, кто грубо пренебрегает мнением другого человека.

Родители сыновей-подростков должны воспитывать у них уважение к молодым женщинам как к личностям. Возможно, иногда им придется напоминать о том, что их девушки сотворены по образу Бога, и вести себя следует в соответствии с этой истиной. Так поступать они должны, даже когда их подруги, развращенные поп-культурой, смотрят на секс как на забаву. Наши сыновья должны знать, что в этом вопросе нет компромиссов.

Родители девушек-подростков должны разъяснять своим дочерям, что нужно решительно сопротивляться молодым людям, не знающим границы в своих сексуальных желаниях. Пусть ваши дочери знают о своем праве заставить молодых людей прислушиваться к своему мнению. Пусть ваша дочь видит в себе носителя образа Бога, имеющего право и обязанность оберегать этот образ в своем теле и требовать к нему уважения окружающих.

К началу страницы


ВОПРОС 65: Вправе ли супруги расторгнуть свой брак, если он больше не удовлетворяет обоих?

Здесь я хотел бы задать встречный вопрос. Что бы вы сказали на моем месте, если бы ваш друг пришел к вам и сообщил, что его жена, с которой он прожил одиннадцать лет, хочет развода? За несколько мгновений она перевернула его жизнь и жизнь их маленького сына. Он не хотел расставаться с женой, но у него не было ни юридических, ни социальных оснований предотвратить развод. Он был бессилен удержать ее.

К сожалению, в наше время трагическая история моего друга не редкость. Каждый день тысячи мужей и жен узнают эту грустную новость. Свобода развода, определенная законом, дает людям законные основания относиться к своим брачным обещаниям настолько легкомысленно, что они становятся хрупкими, как корочка пирога, — так же легко образуются и так же легко ломаются.

Супружество — базовый принцип семьи, от которого зависит каждый член этой семьи; оно определяет все. И так будет всегда.

Джон Роузмонд, «Потому что я так сказал»

Как говорит Мэгги Галлахер в своей книге The Abolition of Marriage (Уничтожение брака), за тридцать лет господства закона о свободе развода американцы приучились смотреть на брак как на временный союз, который в любой момент может быть прекращен по желанию любой из сторон.

Однако, к счастью, хрупкие, как корочка пирога, браки, кажется, уходят в прошлое. По крайней мере, в некоторых штатах. В Луизиане и некоторых других штатах, например, уже принят закон о браке «на контрактной основе» для пар, которые готовы принять на себя священные узы супружества.

Сегодня супружеские пары в Луизиане могут выбирать между браком с перспективой «свободного развода» и «контрактным» браком, заключаемым на всю жизнь. Во втором случае основанием для развода закон признает только нарушение супружеской верности, насилие или длительное отсутствие одного из супругов. Перед заключением такого брака супруги проходят курс добрачных консультаций.

Если же пара настроена против брачного контракта, это прежде всего свидетельствует о недоверии жениха или невесты к будущему супругу.

Потенциальным супругам это необходимо знать, потому что около 80% разводов совершаются, как правило, по инициативе одной стороны. Мэгги Галлахер в журнале First Thins предлагает более точное определение свободного развода — «односторонний развод по требованию».

Сегодня закон о брачном контракте ограждает супругов от опасности одностороннего развода. К заключению брачного контракта никого не принуждают, но если будущие супруги все же решатся на это, они должны знать, что за-кон обязывает каждого из них ставить интересы супруга и детей выше личных желаний и эгоистичных целей.

Новый закон заставляет супругов серьезно относиться к заключению брачного союза. Марк Макдоналд из Луизианы сказал репортеру Washington Post: «Я предупредил невесту, что мы расстанемся, если она будет против контракта… Для меня брак — это на всю жизнь».

Настоящий брак — это обязательства, которыми мужчина и женщина связывают себя на всю жизнь.

Иисус ясно говорил о Своем отношении к разводу: человек не имеет права разделять то, что соединил Бог (см.: Мф. 19:6). Цель супружеского союза не в том, чтобы каждый из супругов достигал «собственного совершенства», а в том, чтобы совершенствовались узы, связывающие двух людей ради достижения полноты совместной жизни. Такая гармония отношений настолько отвечает цели, ради которой были сотворены мужчины и женщины, что Иисус назвал Себя женихом, а Церковь невестой. Если в семейной жизни возникают проблемы, оба супруга несут ответственность за то, чтобы вместе искать и находить путь к примирению.

К началу страницы


ВОПРОС 66: После того как мои родители развелись, я не могу по-прежнему их уважать. Как они могут называть мои решения неправильными, когда сами приняли такое неверное решение?

Я хочу сказать тем подросткам, чьи родители развелись: вы должны по-прежнему уважать и почитать своих родителей, невзирая на то, что они ослушались веления Бога. Все родители так или иначе проявляют непослушание Богу.

Непримиримое отношение детей к разводу родителей вполне понятно, но дети должны понять, что их непримиримость лишь осложняет их собственную жизнь, лишает ее полноты и гармонии. Кто-то сказал об этом: «Накапливать в себе обиду и негодование — все равно, что питаться крысиным ядом и надеяться, что крысе от этого станет плохо». Взрослеющие дети должны учиться прощать и преодолевать боль не только ради своих родителей, но и ради собственного благополучия.

Не менее важно, чтобы несмотря на развод родители-христиане оставались для своих детей родителями. Если вы расстались, не злословьте о своем бывшем супруге, не пытайтесь унизить его достоинство. Не делайте ребенка посредником на переговорах о финансах и опеке. Постарайтесь, вопреки страшной боли, проявить любовь и милосердие. Это очень важно, потому что в этот момент вы подаете детям пример, который поможет им в будущем самостоятельно находить выход из сложных жизненных обстоятельств.

Самое главное, чтобы подростки верно поняли и усвоили библейское отношение к семье и браку, в том числе и в случае крушения супружеского союза. Не зная этого, они не смогут правильно разобраться во многих жизненных вопросах. Многим современным родителям сегодня приходится проявлять немалое мужество в сложных жизненных обстоятельствах.

К началу страницы


Краткое изложение ключевых пунктов

• Христианское учение называет человеческое тело «храмом Святого Духа», что формирует позитивный взгляд на физическую жизнь. Негативное отношение к телу как к нечистому объекту — следствие теории дуализма, которая, с одной стороны, проповедует презрение к телу, а с другой, — оправдывает его использование для незаконных удовольствий.

• Библия учит, что секс — дар Господа и супруги не должны уклоняться от сексуального общения.

• Поскольку добрачный секс активно приветствуется поп-культурой, добрачное воздержание требует от подростков немалого мужества и решительности. Родители обязаны поддержать детей на этом пути.

• Библейское учение о сексе базируется на том, кем нас сотворил Бог. Мы — Его образ и подобие. Любой сексуальный акт предполагает отдачу себя целиком другому человеку. Поэтому Библия говорит о браке как о взаимоотношениях, в которых двое становятся «одной плотью». По этой причине Библия разрешает секс только супругам.

• Изнасилования при свиданиях и любое другое насилие над женщинами сегодня не редкость, потому что наша культура научила нас относиться к себе как к животным. Долг родителей-христиан — воспитать в сыновьях уважение к женщине, чтобы они видели в ней личность, а не объект удовлетворения своих сексуальных желаний.

• Даже если родители нарушили библейский завет, доведя дело до развода, их дети-подростки обязаны по-прежнему уважать и ценить их. Если они обратятся ко Христу, Он Своей благодатью поможет им избавиться от гнева и негодования и простить родителей.

К началу страницы


<< Глава 7   |   Оглавление   |   Глава 9 >>