Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 1. Вера и важнейшие вопросы жизни


Глава 5
Кто такой Иисус Христос и почему знать Его так важно?

Реальность, миссия и дело Иисуса Христа

Вопрос 35: Откуда мы знаем, что Иисус был на самом деле? Может быть, Его ученики просто придумали Его?
Вопрос 36: Могли ли сами христиане придумать исторические доказательства христианства?
Вопрос 37: Возможно, Иисус действительно существовал, но Бог ли Он?
Вопрос 38: Есть ли доказательства того, что Иисус - Бог?
Вопрос 39: Почему Иисус должен был умереть?
Вопрос 40: А что сказать о других религиях, исповедующих единого Бога? Отличаются ли они от христианства?
Вопрос 41: Что будет с теми, кто умирает, не услышав о Христе? Справедливо ли отправлять их в ад?
Краткое изложение ключевых пунктов


ВОПРОС 35: Откуда мы знаем, что Иисус был на самом деле? Может быть, Его ученики просто придумали Его?

Так как в школах молодежь никогда не говорит об Иисусе, у нее создается впечатление, будто Его вообще не было, а если Он и был, это не столь важно.

О том, что Иисус жил на земле, мы знаем из исторических свидетельств, зафиксированных спустя всего двадцать-сорок лет после Его смерти. Этот срок укладывается в период жизни одного поколения (он значительно меньше срока, отделяющего нас от конца Второй мировой войны) и слишком мал, чтобы успели сформироваться легенды и мифы.

Если мы сопоставим исторические свидетельства об Иисусе с аналогичными свидетельствами о других персонажах древности, то картина сразу проясняется: хотя мы не располагаем оригиналами Нового Завета, однако у нас есть несколько тысяч копий, некоторые из которых были написаны не позднее ста лет после земной жизни Иисуса.

Давайте рассмотрим исторические свидетельства о некоторых других авторах. Римский писатель Тацит считается одним из самых достоверных источников древности, несмотря на то, что имеются всего двадцать копий его трудов, а самая ранняя рукописная копия была сделана спустя тысячу лет после его смерти. Никто не сомневается в достоверности трудов греческого философа Аристотеля, несмотря на то, что самая древняя копия его трудов выполнена через 1400 лет после его смерти. Всем известен Юлий Цезарь, а самая ранняя копия его книги Записки о галльской войне появилась спустя тысячу лет после появления оригинала.

Нет сомнения в том, что Новый Завет — достоверный документ, вместивший подлинные исторические события. Факт существования на земле Иисуса исторически подтвержден лучше, чем факт жизни любой античной знаменитости. Так что когда подростки спрашивают вас, был ли Иисус реальной личностью, ответьте им вопросом на вопрос: а Юлий Цезарь был реальной личностью? А Аристотель? Если они ответят утвердительно, скажите им, что исторические доказательства существования Иисуса много весомее.

Стоит привести один поразительный факт: один немецкий ученый обнаружил, в дополнение к имеющимся, еще одно свидетельство достоверности Нового Завета. Оказалось, что три небольших отрывка из Писания, найденные им в библиотеке Оксфордского университета, были написаны современником Христа, который предоставил доказательство того, что Иисус был Сыном Бога. Эти куски папируса содержат строчки из 26-й главы Евангелия от Матфея, где говорится о том, как женщина помазала голову Иисуса, и о предательстве Иуды.

Эти фрагменты были переданы библиотеке колледжа Магдалены в Оксфорде в 1901 году одним миссионером, который был питомцем колледжа. Он привез их из Египта, и они пролежали в Оксфорде до того дня, когда немецкий исследователь Карстен Тиде совсем недавно решил взглянуть на них поближе.

Раньше ученые считали, что папирусное письмо стало известно только со II века н. э., однако в процессе новых исследований греческих текстов доктор Тиде пришел к иным, более точным выводам. Он заключил, что фрагменты были написаны греческими символами, которые были характерны для I века до Рождества Христова, но вышли из употребления примерно в середине I века н. э. Ученый сделал вывод, что Магдаленская рукопись была написана около 50 года н. э., то есть всего лишь через 17 лет после распятия Христа, причем это копия, следовательно, сам оригинал Евангелия от Матфея датируется еще более ранним сроком.

Если открытие доктора Тиде верно, тогда Евангелие от Марка, которое, как известно, старше Евангелия от Матфея, было написано примерно в 40 году н. э., то есть всего лишь через семь лет после распятия.

Подумать только — всего через семь лет!

Открытие доктора Тиде произвело настоящий переполох в лагере либеральных ученых, доказывавших, что Евангелия были написаны через сто и более лет после распятия Христа и что современники Иисуса не верили в Его божественное происхождение. Они не замечают свидетельств о Его чудесах и воскресении и называют их результатами устной традиции.

Никогда временной интервал между написанием книги и появлением ее самых ранних рукописных копий не был так короток, как в случае Нового Завета… Он мал, даже ничтожен, и поэтому не оставляет сомнений в подлинности Евангелий и их верности истори-ческим фактам.

Сэр Фредерик Г. Кеньон

Но если Евангелия были написаны вскоре после того, как Иисус ходил по дорогам Галилеи, как это утверждают авторы Евангелий, тогда для формирования фольклорных легенд просто не хватило бы времени. Еще более поразительно то, что все отсылки к имени Иисуса в Магдаленском манускрипте сопровождаются словом Господь, представляющим собой перевод греческого термина, который применялся исключительно к Богу. Это неопровержимо доказывает, что первые христиане считали Иисуса Богом.

Христиан не удивляет то, что библейские истины подтверждаются историческими документами. По мнению историка Пола Джонсона, «в конце концов христианская и историческая истины должны совпасть».

В результате десятилетий либерального образования многие люди сегодня не считают Новый Завет достоверным документом. Поэтому Магдаленские манускрипты чрезвычайно важны, ибо в них содержится неопровержимое доказательство истинности Священного Писания и исторической реальности Христа.

К началу страницы


ВОПРОС 36: Могли ли сами христиане придумать исторические доказательства христианства?

Никому до сих пор не удалось доказать правоту этой версии. Первые христиане знали, что корни их веры уходят в исторические события, к тому же точность евангельских текстов до сих пор подтверждается внешними свидетельствами. Евангелие говорит, что Иисус был осужден в присутствии первосвященника Каифы. Когда в 1993 году в Иерусалиме была обнаружена семейная гробница Каифы, в ней оказались останки того самого упоминаемого в Евангелии недостойного первосвященника.

Самое замечательное в христианстве то, что сколько бы вопросов ни ставили перед нами ученые, они только убеждают нас в силе нашей традиции. Мы не должны опасаться научных исследований.

Джеймс Чарлсворт

Евангелия говорят и о том, что Иисус был приведен к прокуратору Иудеи Понтию Пилату. В Кесарии была найдена надпись, относящаяся к I веку и подтвердившая, что Пилат действительно был прокуратором Иудеи в 26–36 гг. н. э.

Римский историк II века Тацит подтверждает, что христианство было основано человеком по имени Христус, который «был казнен как преступник прокуратором Иудеи Понтием Пилатом во время правления Тиберия».

Некоторые считают священные места Израиля легендами и вымыслами. Годами рьяные язычники пытались похоронить корни христианства, возводя над его святынями свои храмы и другие сооружения. Но их старания по закону бумеранга, вместо того чтобы уничтожить все признаки христианства, увековечивали их. Языческие постройки становились мощными свидетельствами правдивости евангельских повествований.

Например, в 135 г. н. э. римский император Адриан завоевал Иудею после Второго Иудейского восстания и решил обратить иудеев в римскую веру. Сначала он разрушил синагоги в Иерусалиме, а затем взялся за христиан. Как было проще всего расправиться с этой неизвестно откуда взявшейся новой религией? Только осквернив ее святыни.

В те времена христиане благоговейно относились к местам распятия Христа и Его воскресения. Поэтому Адриан решил упрятать их под массивной цементной плитой, а на вершине ее возвести языческий храм в честь Зевса.

Через два столетия все переменилось. Когда император Константин обратился в христианство, он приказал построить в Иерусалиме величественную церковь, чтобы увековечить память о распятии и воскресении Христа. Он настоял на том, чтобы церковь точно стояла на месте тех событий. Когда архитекторы Константина прибыли в Палестину, христиане указали им на зевсов храм Адриана.

Строители разрушили языческое сооружение и нашли под ним древнюю скалу, называвшуюся Голгофой, и рядом с ней были найдены остатки гроба Христа. Сегодня в Старом городе Иерусалима на месте распятия и воскресения Христа возвышается церковь Гроба Господня.

Христиане возводили церкви по всей Святой земле, в конкретных местах, на основании реальных событий, а не религиозных мифов и легенд.

К началу страницы


ВОПРОС 37: Возможно, Иисус действительно существовал, но Бог ли Он?

Вся сущность христианства сосредоточена в одном — единственном непростом для понимания утверждении, что Иисус Христос есть Бог (см.: Ин. 10:30).

Не часть Бога… не посланец от Бога… не родственник Бога — Он есть Бог.

В пору моего приближения к истине, чем больше я вчитывался и вдумывался в эти слова, тем больше они открывались мне как прежние знакомые и дорогие моему сердцу понятия, сопровождавшие меня всю предшествующую жизнь.

В книге К. С. Льюиса Просто христианство — самой замечательной книге, помогавшей мне в период моего обращения к Богу, — прямо сказано о Христе: чтобы говорить так, как Он говорил, жить так, как Он жил, и умереть так, как Он умер, нужно быть или Богом, или полным безумцем. Эта альтернатива ставит нас перед выбором — простым, жестким и устрашающим. Прежде, чем я познакомился с этой формулой Льюиса о двух возможных вариантах природы Иисуса Христа, я представлял себе Христа вдохновенным пророком и учителем, который бродил по жарким просторам Святой земли. Если вы представляете себе Христа таким, то христианство для вас — всего лишь подслащенная пилюля, принимаемая для поднятия настроения раз в неделю субботним утром.

Власти, современные Ему, искали смерти Иисуса не потому, что он был хорошим человеком (или сумасшедшим), не потому, что видели в Нем угрозу своему положению. Они обвиняли Иисуса в богохульстве потому, что Он называл Себя Богом (см.: Мк. 14:61–64). Иисус был казнен, потому что Он называл Себя так, как Его называют современные христиане, — «истинным Богом от истинного Бога», как записано в постановлении Никейского собора.

К началу страницы


ВОПРОС 38: Есть ли доказательства того, что Иисус — Бог?

То, что Иисус есть Бог, подтверждается фактом Его телесного воскресения. Именно фактом Воскресения доказывается вселенская власть Христа и удостоверяется истинность Его учения о библейском слове и о Себе. Апостол Павел сказал об этом прямо и без малейшего колебания: «А если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна…» (1 Кор. 15:17).

Может быть, Павел проявил опрометчивость, так тесно увязывая сущность христианства с воскресением человеческого тела? Но для такой уверенности у Павла были свои причины: он встретился с Иисусом лично по дороге в Дамаск; он общался с апостолами, бывшими учениками Христа, со многими из пятисот свидетелей, видевших своими глазами воскресшего Господа (см.: 1 Кор. 15:6). Воскресение Христа возвестило миру истину о Нем как о Мессии и Боге.

Есть люди, считающие Воскресение фикцией, результатом заговора, организованного Павлом и другими апостолами. Я как бывший участник Уотергейтского скандала, знаю, что воскресение Христа в принципе не могло быть основано на каких-то конспиративных действиях или заговоре.

Человеческое сердце легко поддается обману, обещаниям, подкупу. Стоило только одному из учеников поддаться подобному искушению или, что более вероятно, под страхом тюрьмы, пыток и смерти отказаться от своих слов, и все их дело рассыпалось бы в прах.

Блез Паскаль. «Мысли»

В марте 1973 года, то есть через девять месяцев после того, как разразился Уотергейтский скандал, ближайшие помощники президента Ричарда Никсона, в том числе и я, стали понимать, что в этом деле есть некий криминальный аспект, к которому мог иметь отношение президент. Тогда серьезность ситуации осознавали всего несколько человек. Перед нами встал вопрос: должны ли мы «прикрыть» эту темную сторону дела и тем самым поддержать президента? Надо помнить, что все мы тогда входили в политическую элиту и были одними из самых влиятельных лиц в мире. Зная, что было поставлено на карту, мы легко могли при нашей мощи и власти встать на сторону лжи, чтобы защитить президента. Но мы не сделали этого.

Первым дрогнул Джон Дин, знавший больше других. Он пошел к прокурорам и изъявил готовность дать свидетельские показания против президента. Когда стало ясно, что все мы обеспокоены своей судьбой, президент был обречен и сговор быстро развалился. Великий Уотергейтский обман продержался всего три недели. Мы были самыми сильными политиками мира и не смогли продержаться на лжи более трех недель.

Какое отношение это поражение XX века имеет к I веку нашей эры? Пожалуй, самый популярный аргумент против христианства — версия заговора. Противники нашей веры постоянно пытаются обвинить учеников Иисуса во лжи: они украли тело Иисуса и сговорились стоять на том, что Он воскрес, после чего апостолам удалось подговорить еще пятьсот человек (см.: 1 Кор. 15:6) солгать, что все они видели воскресшего Иисуса.

Но какова вероятность этой версии?

Тем, кто готов принять ее за правду, придется поверить в такую историю: апостолы усиленно добивались, чтобы пятьдесят последующих лет их гнали, били, терзали и предавали мучительной смерти (ее избежал лишь один из них), но несмотря на это ни один из них не отрекся от своих слов о том, что он видел воскресшего Иисуса. Неужели кто-то может поверить, что все это время они держались за ложь?

Да нет же, кто-нибудь из них обязательно бы «сломался», это случилось бы так же быстро, как в Уотергейтском деле. Кто-то непременно признался бы во лжи либо под угрозой смертельной опасности, либо исповедуясь на смертном одре. Но эти люди видели живого Бога лицом к лицу и не могли отречься от этого.

Дело в том, что люди готовы отдать жизнь за то, во что они искренно верят, но никогда не согласятся умирать ради лжи. Уотергейтское дело показало, что двенадцать самых влиятельных людей современной Америки не смогли продержаться на лжи и месяца, а двенадцать слабых мужчин, живших две тысячи лет назад, и в смертных муках не смогли отречься от правды, которую знали.

К началу страницы


ВОПРОС 39: Почему Иисус должен был умереть?

Мы начали отвечать на этот вопрос в главе, касающейся проблемы зла. Иисус — Бог воплощенный — «отдал Себя Самого» (см.: Гал 1:4; Еф. 5:25), чтобы открыть путь к спасению падшему, грешному человечеству. Своей смертью Иисус взял наш грех на Себя: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Давайте еще процитируем апостола Павла: «…все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23–24). И еще в стихе 26 сказано, что «явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».

К нам обращен призыв принять дар, который Бог послал нам через смерть и воскресение Иисуса, поверить в истинность этих событий и вознести Иисусу молитву о прощении и присутствии Его в нашей жизни. Чтобы лучше понять, чего ждет от нас Бог, давайте несколько внимательнее рассмотрим эпизод распятия. В нем участвовали пять категорий людей, соответствующих пяти разным типам возможной реакции на то, что происходило рядом с ними. Каждому из нас предлагается выбрать группу, к которой он хотел бы присоединиться.

Мы можем оказаться среди солдат, бросавших жребий об одежде Иисуса. Многие люди и сегодня размышляют над тем, что бы им получить от Бога.

Есть и те, которые смеются и ухмыляются в точности, как иудейские первосвященники, издевавшиеся над Иисусом: «Если ты Христос, то сойди с креста». Современный мир по-прежнему смеется над Христом.

Многие, стоявшие вокруг места казни, наблюдали за происходящим молча и спокойно, как говорят, держа руки в карманах. Эта группа представляет собой самое удручающее зрелище. Можно понять тех, кто претендовал на одежду Иисуса, можно понять насмешников, но нельзя понять людей, стоявших и равнодушно созерцавших, как ради них распинают Сына Божьего.

Есть еще два типа людей, черты которых отразились в образах двух преступников, которых распинали вместе с Иисусом. Один из них сказал Ему: «…если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). Такова привычная человеческая молитва: «Боже, избавь меня от этого!». Но этот первый разбойник не понял того, что понял второй, возразивший ему: «Нет, Иисус невиновен, а мы осуждены справедливо».

Это одно из самых искренних выражений раскаяния во всем Писании. Смысл греческого слова metanoia («покаяние») буквально означает «изменение ума». Покаяние — это состояние, находясь в котором, мы видим себя в истинном свете: грешными, нуждающимися, зависимыми и видим Бога, Каков Он есть: устрашающим, величественным и святым.

Предсмертные слова распятого преступника, обращенные к Иисусу («Помяни меня», Лк. 23:42) классический образец выражения веры. Этот человек раскаялся и уверовал от всего сердца. Он умер с верой в Иисуса Христа и в то, что увидит обещанный ему Иисусом рай.

Иисус умер за наши грехи, независимо от того, кто мы — разбойники на кресте или учащиеся школы. Его смертью был оплачен наш долг, он претерпел казнь, чтобы освободить нас от вечной смерти. Он умер для того, чтобы мы смогли выбрать жизнь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Ин. 3:16–17

К началу страницы


ВОПРОС 40: А что сказать о других религиях, исповедующих единого Бога? Отличаются ли они от христианства?

Мусульмане разделяют наше убеждение, что объяснить бытие действием естественных законов невозможно. Однако их откровение и понимание спасения абсолютно отличны от наших. Только христианская позиция предлагает решение этого противоречия. Ничто кроме искупительной смерти и воскресения Иисуса Христа, воплощенного Бога, не может указать выход из этого тупика.

Если сравнить основные существующие типы мировоззрений (марксизм, натурализм, постмодернизм, экзистенциализм, индуизм, синтоизм, буддизм, ислам, иудаизм, христианство), разницу увидеть очень легко. У мусульман есть лишь надежда на спасение, то есть избавление от нынешнего греховного состояния, надежда на то, чтобы благополучно миновать смертоносный меч возмездия после смерти. Стоит поскользнуться на этом пути — и конец навеки.

Иудеи по-прежнему ожидают прихода Мессии. У них по-прежнему нет Благой вести о прощении грехов.

Индуизм — типичный образец восточного мышления. Индуисты верят в то, что в будущей жизни человек получит то, чего был лишен в этой. Такая вера фактически увековечивает зло и оставляет человека в безнадежном и греховном состоянии.

Другие восточные религии обещают возобновление жизни в виде новых циклов или кармы, называемой также колесом страданий. Во всех этих верованиях нет ни надежды, ни обещанного искупления, ни живого бога, предлагающего свое прощение.

Большинство учений Новой эры представляют собой разновидности восточного мышления. Поскольку люди видят себя в слиянии с природой, они обожествляют мать-землю. Максимум, на что они могут рассчитывать, — это обретение определенной гармонии или единения с природой, чтобы самим стать богами. Но и здесь нет никакой конкретной надежды, никакой уверенности найти выход из неразрешимых жизненных противоречий.

Все человеческие усилия обрести спасение оказались тщетными. Некоторые даже договариваются до того, что объявляют искуплением вседозволенность, сексуальную свободу и пр. На самом деле все это лишь еще больше закабаляет человека.

Подросткам надо знать, что в отличие от других религий и мировоззрений только христианство предусматривает личную встречу с истинным Богом, Который избавляет нас от наших грехов. Христианство — единственное мировоззрение, имеющее реальный взгляд на действительность, уважающее достоинство человека, разъясняющее, куда мы идем, к какой цели стремимся.

Апостол Петр говорит, что мы должны быть всегда готовы разъяснять сущность нашей веры и надежды, но делать это с любовью и уважением к людям. Беседуя с представителями других вероисповеданий, мы должны всегда провозглашать христианскую истину с любовью, но без высокомерия, никогда не возноситься перед теми, кто не разделяет наших убеждений, т. е. проявлять доброту и терпение к тем, кто не имеет глаз, чтобы видеть истину, и ушей, чтобы слышать Евангелие.

К началу страницы


ВОПРОС 41: Что будет с теми, кто умирает, не услышав о Христе? Справедливо ли отправлять их в ад?

Этот вопрос нередко волнует молодых людей, и особенно часто, когда от болезни или несчастного случая умирают их друзья-сверстники. В ответ на этот же вопрос из рядов оппозиционеров, готовых атаковать нашу веру, нередко раздается мнение, что христианство, настаивающее на спасении исключительно верующих во Христа, несправедливо.

Фактически вопрос касается не столько погибших душ, сколько другой, намного более важной проблемы, а именно: таков ли Бог, как его воспринимаем мы? Здесь необходимо сделать некоторые пояснения.

Допустим, мы отвечаем на этот вопрос так: «Нет, Бог не обвиняет тех, кто никогда не слышал об Иисусе. Он найдет другие способы спасти их, возможно, Он примет во внимание степень искренности собственной веры каждого из них». Но в таком случае возникают две проблемы.

Во-первых, это противоречит словам Иисуса о том, что только Он есть «путь и истина и жизнь» и что «никто не приходит к Отцу», как только через Него (Ин. 14:6). Также убежденно говорят об этом апостолы: «…нет другого имени под небом», кроме имени Иисуса, которое спасает (Деян. 4:12). Либо Иисус и апостолы правы в своих заявлениях, либо вся христианская вера рушится на глазах.

Во-вторых, допустим, мы сказали, что Бог не будет судить не слышавших о Нем. Не появится ли у христиан в таком случае милое сердцу желание вообще избегать упоминания имени Иисуса где бы то ни было? Ведь тогда все спасутся, а мы во всяком случае не будем причиной чьего-то невежества или отказа от Евангелия и не понесем на себе осуждение.

Но ведь это плевок в лицо великой миссии, которую поручил нам Господь, — идти и проповедовать Евангелие всей твари (см.: Мк. 16:15). Великий призыв, обращенный к нам, побуждает нас исполнять этот долг любой ценой и не отступать от него вплоть до второго пришествия Господа и конца мира. Именно этим и занималась Церковь на протяжении всех веков.

Несмотря на это, некоторые люди никогда не услышат Благую весть о спасении. Разве справедливо со стороны Бога судить их? Мы попытаемся выстроить свои рассуждения в двух направлениях, каждое из них имеет прочное основание в Священном Писании.

Во-первых, Библия говорит, что каждый человек имеет некие основные представления о Боге (о чем мы уже говорили раньше). Бог так явно открывает Себя в природе и в человеческой совести, что людям перед Ним нет прощения (см.: Рим. 1:20). Прощения, но за что? Прежде всего за то, что не искали Его, не стремились глубже познать Его. Павел говорит, что Бог открывает Себя только для того, чтобы люди смогли найти Его, пока Он в изобилии изливает на них Свою благодать и истину (см.: Деян. 14:17; 17:26–27).

Печально видеть, как многие отворачиваются от Божьего откровения и создают себе других богов. Культура язычников требовала, чтобы они изготовляли идолов из дерева и драгоценных металлов. Древние люди приписывали божественную силу рекам, облакам и горам. Более «просвещенные» западные люди вкладывали свою веру в деньги, престиж, чувственные удовольствия. Вместо того чтобы искать Бога, Который, невзирая на их непослушание, продолжает открывать Себя им, они вкладывают энергию в создание всевозможных лжебогов и впитывают в себя их этику (см.: Рим. 1:21–32). В результате они все глубже увязают в своих грехах и непослушании, а их сердца все больше ожесточаются против Бога, и, наконец, они падают так низко, что говорят: «Нет Бога» (см. Пс. 13:1).Такая жизненная позиция ведет лишь к тому, что Бог осудит и небо, и землю.

Гораздо труднее понять учение Священного Писания о природе спасения. Библия говорит нам: «От Господа спасение» (Пс. 3:9). Никто не заслуживает спасения. Все мы, взбунтовавшиеся против Бога и возлюбившие свои грехи, навеки заслуживаем Его гнева. То, что немногие спасаются для новой жизни через Иисуса Христа, лишь свидетельствует нашему грешному миру о величии Божьей милости и благодати.

Кто будет спасен? Все, кто признает Иисуса Господом и сердцем верит, что Бог воскресил Его из мертвых (см.: Рим. 10:9–11). Но кто способен на это? Все, слушающие слово Евангелия и имеющие дар веры, который тоже — дар Божьей благодати (см.: Еф. 2:8–10). Мы со своей стороны призваны нести Благую весть о Божьей любви в Иисусе Христе своим друзьям и знакомым и призывать их к покаянию, чтобы все могли верить Ему. Однако окончательное решение вопроса о спасении — в руках Божьих.

Можно спросить: в таком случае, имеет ли Бог право обвинять? Если спасение в Его руках, как же Он может обвинять тех, кто не слышал о Нем? В чем виновны эти люди? На это апостол Павел отвечает так: «А кто ты, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:20). Какая невероятная дерзость — нам, падшим и грешным творениям, требовать отчета у Бога, настаивать, чтобы Он разъяснил Свое суверенное право, чтобы соответствовать нашей ущербной логике и удовлетворить наше чувство справедливости! Но пророк Исаия напоминает нам: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8–9). Короче, речь идет о вере в благость и мудрость Господа, о том, готовы ли мы оставить свои попытки докопаться до причин, почему Бог делает так, а не иначе. Мы только должны спросить себя, можем ли мы поверить в наше великое предназначение и предоставить Богу глобальное спасение людей, которым Он явит милость Свою по Своей воле (см.: Рим. 9:15–23). Писание задает вопрос нам: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25).

К началу страницы


Краткое изложение ключевых пунктов:

• Число исторических документов, подтверждающих бытие Иисуса, значительно превышает число свидетельств о таких представителях древнего мира, как Тацит и Аристотель. У нас нет оснований сомневаться в земной жизни Христа.

• Последний документ, обнаруженный в библиотеке колледжа Магдалены в Оксфорде, доказывает, что Евангелие от Марка было написано около 40 года н. э., то есть всего через семь лет после распятия Иисуса. Подтвержден и тот факт, что первые христиане верили, что Иисус был истинным Богом.

• Иисус называл Себя Богом и за это был казнен.

• Воскресение Иисуса доказывает, что Он есть истинный Бог.

• Люди готовы жертвовать своей жизнью за истину, в которую верят, но они никогда не пойдут на это ради лжи. Все апостолы, кроме одного, претерпели мученическую смерть, но ни один из них не отрекся от правды о телесном воскресении Иисуса. Версия о заговоре последователей Иисуса с целью распространять ложь о Его воскресении ради собственной выгоды совершенно несостоятельна.

• Иисус умер за наши грехи. Ему угодно, чтобы мы просили у Бога прощения и искали Его присутствия в своей жизни, — чтобы мы поступили, как раскаявшийся разбойник на кресте.

• Только христианство указывает человеку путь к спасению — через восстановление любви и дружбы с Господом во Христе. Зная это, необходимо с любовью и терпением разъяснять уникальную истину христианства тем, кто придерживается иных конфессий.

• Конечное решение вопроса о спасении каждого человека, включая тех, кто при жизни никогда не слышал Евангелия, находится в руке Божьей. Наша задача: идти и проповедовать Благую весть всему миру.

К началу страницы


<< Глава 4   |   Оглавление   |   Глава 6 >>