Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 2. Как мне быть с…?
Глава 10
Угадай, что я сегодня узнал…
Школа, моральные ценности и насилие
Вопрос 77: В государственных школах религия не преподается. Чего же требовать от этих школ?
Вопрос 78: Моя школа определенно антихристианская. Что мне делать?
Вопрос 79: У меня в школе выдают презервативы. Разве не важно сделать секс безопасным, если подростки хотят им заниматься?
Вопрос 80: Так написано в учебниках или так говорят учителя. Может быть, они знают больше вас?
Вопрос 81: Почему государственные школы стали такими опасными? Что в них не так?
Вопрос 82: Я никогда бы сам не совершил насилие, но мне нравятся фильмы со сценами массовых убийств. Что в этом плохого?
Вопрос 83: Должен ли я побеждать свой гнев?
Вопрос 84: Я не фанат порно-сайтов. Почему же вы так настроены против того, чтобы я пользовался компьютером?
Вопрос 85: Я недавно потерял лучшего друга: он умер. Мне очень тяжело. Нужна помощь. Как мне пережить смерть друга?
Краткое изложение ключевых пунктов
ВОПРОС 77: В государственных школах религия не преподается. Что же требовать от этих школ?
На самом деле в государственных школах религия иногда преподается — только не христианская, а другая, замаскированная. Недавно мои друзья увидели, что их пятилетняя дочь неподвижно сидит, забившись в угол, сложив руки и закрыв глаза. Согласитесь, что для живого пятилетнего ребенка такое поведение более чем странно.
«Что ты делаешь, Стефани?» – спросила встревоженная мать.
Наконец дочка открыла глаза. Потом она рассказала, что этому ее научили в школе. В итоге мать поняла, что речь идет о классической восточной медитации.
Маленькая Стефани занималась по программе Пумси из цикла «Стремись к совершенству». Пумси — симпатичный сказочный дракончик, у него есть мудрый старший Друг, который убеждает Пумси, что его разум похож на бассейн с грязной и чистой водой. Точно так же у Стефани есть грязный разум, внушающий ей дурные мысли, и есть чистый разум, который помогает ей выйти из всех затруднений с помощью позитивного мышления. Друг говорит Пумси: «Чистый разум — твой самый лучший друг… Он всегда рядом с тобой, и он никогда не оставит тебя».
Это очень похоже на библейское: «…не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Нав. 1:5). А через несколько страниц в программе Пумси мы читаем: «Ты должен доверять [своему чистому разуму] и позволять ему делать добро для тебя».
Слово «разум» явно подразумевает нечто, обладающее божественное силой.
В том-то все и дело. История с Пумси — всего лишь форма преподавания индуизма.
В индуизме отдельный индивидуум носит название атман, а вселенский дух известен под именем Брахма. В учении Новой эры Брахма становится «высшим Я». Цель медитаций и мантр — достижение просветленности, в которой мы осознаем себя частью Бога («чистый разум», о котором твердили Стефани в школе, фактически означает «божественная искра внутри меня»).
Согласно теории Новой эры, мы обращаемся к своему «высшему Я» за энергией, творческими силами и мудростью.
Учебные программы Новой эры в завуалированной форме распространяют восточную духовность, «проталкивая» ее через сеть маркетинга в школы и в бизнес под видом обычных психологических занятий, нацеленных на развитие творческой энергии, повышение производительности и раскрепощение внутренних возможностей человека.
То, что при жизни одного поколения было философией школьника, при жизни следующего станет философией правительства. Авраам Линкольн |
Однако тем, кто знаком с мировоззрением Новой эры, нетрудно увидеть в нем скрытое высокомерие. Это учение, например, внушает, что, занимаясь умственными упражнениями, можно «увидеть» лицо вселенского духа и «услышать» от него мудрое слово.
Короче говоря, подобные психологические занятия далеко не безобидны. На самом деле такие тренинги способны увести человека в опасные области.
Эти программы учат детей искать решение проблем в самих себя, воспитывают в них самонадеянность. Пумси учит детей скандировать лозунги вроде «я могу сделать это», «я добьюсь этого», «я — это я, я самодостаточен».
И вновь мы слышим религиозные мотивы: тот же голос Бога мы слышим со страниц Ветхого Завета: «Я есмь Сущий». То, чему учит Пумси, — не самооценка, это самопоклонение.
Образовательные программы типа Пумси насаждаются сегодня по всей стране. Реклама представляет их как учебные средства самосовершенствования, как программу против наркотиков и т. д. Школьные учителя часто просто не понимают скрытого философского смысла этих программ. Поэтому родители должны знать, чему учат их детей, помогать им отличать истинную религию от лжерелигий и вооружать их духовным оружием для ведения духовной битвы.
ВОПРОС 78: Моя школа определенно антихристианская. Что мне делать?
То, что многие школы не скрывают своих антихристианских настроений, — правда. Мы укоренены в культуре, которая исторически известна как христианская, однако сознание некоторых нынешних руководителей остается настолько дохристианским, что они боятся говорить о Рождестве и обо всем, что с ним связано. В обществе живет навязчивая боязнь задеть чьи-либо чувства. Тем не менее наша обязанность — с любовью и терпением разъяснять всевозможным школьным начальникам и учителям, что легкомысленное отношение к истории с их стороны недопустимо.
Недавно моя дочь узнала, что в школе, где учится ее сын, проводится некий праздник Куандза, а христианский праздник Рождества вообще не упоминается. Она поинтересовалась, откуда взялся Куандза, и обнаружила, что он восходит к священному африканскому ритуалу, а праздник совсем недавно придумал один калифорнийский профессор. Моя дочь «вышла» на учителей и добилась, чтобы ее сын был освобожден от участия в этом празднестве. Мы видим, что у нас есть пути воздействия на школьные власти, и мы можем открывать им глаза на многие неизвестные им факты, как это было с Куандзой. Ведь ничто не сравнится с событием, которое мы празднуем в Рождество, — рождением Иисуса.
Читая вместе с внуками учебники, я нередко обнаруживаю в них довольно серьезные ошибки, имеющие антихристианскую подоплеку. После этого моим внукам удавалось довольно успешно отстаивать свою точку зрения в споре со школьными учителями. Я знаю многих родителей-христиан, которые тоже находили серьезные погрешности в учебниках своих детей-школьников или выступали против каких-либо антихристианских занятий. Они нередко выходили победителями.
И это не единичные случаи. К нам приходят многочисленные сообщения от родителей, сумевших успешно противостоять деятельности школьных властей и учителей, большинство из которых не враждебно христианству, а находится во власти известного предрассудка — страха кого-то обидеть.
Я очень боюсь, что двери школы станут огромными вратами в ад, если только школьные учителя не начнут с великим усердием втолковывать молодым людям Священное Писание, чтобы его истина запечатлелась в их сердцах. Мартин Лютер, цитата из книги «Возрождение Америки» |
Родители могут быть большой силой. Мы помним, как группа родителей из Канзаса потребовала от совета школы соблюдать государственное положение, допускающее альтернативное преподавание в школах теории эволюции и теории творения. Хотя средства массовой информации пытались представить дело так, будто школьным властям запрещают преподавание теории эволюции, на самом деле все было наоборот. Школьные власти отказались выполнять официальное требование к учителям, заставляющее их говорить учащимся, что дарвиновская макроэволюция — факт, не подлежащий обсуждению, тогда как эта тема горячо обсуждается в научных кругах. Школьный совет решил, что обе теории должны преподаваться на равных правах. В противоположность мнению масс-медиа, школы выступили за то, чтобы эта тема более широко освещалась в курсе естественных наук. Таким образом, они проголосовали за академическую свободу и воспротивились засилью односторонних доктрин.
Иногда подросткам и их родителям приходится выдерживать довольно сильное давление. Вот что произошло в округе Калверт Каунти в штате Мэриленд. Старшеклассница Джули Шенк попросила разрешения вести молитву на выпускном вечере. Все знали, что это разрешается школьникам, но запрещено школьному персоналу. Однако школьные власти нередко отказывают учащимся в этом праве из страха перед дорогостоящим судебным процессом. Поэтому тут же нашелся выпускник Ник Беккер, выступивший против предложения Джули. Его поддержали, напомнив о законе, поддержал его и школьный персонал.
Джули предложили вместо молитвы пригласить выпускников и родителей к участию в тридцатисекундной «безмолвной медитации».
Однако эта «безмолвная» акция оказалась самой шумной в истории медитаций. Когда Джули предложила всем погрузиться в транс, кто-то в зале неожиданно начал молиться вслух: «Отче наш, сущий на небесах…»
И тотчас огромная четырехтысячная толпа родителей и учащихся в едином порыве присоединила к молитве свои голоса. Ник Беккер — тот, что выступил против молитвы, вылетел из зала.
Мы не имеем права не соблюдать закон, не знать свою собственную христианскую историю; мы обязаны знать, что преподается и что навязывается нашей молодежи в школах. Вооружившись фактами, мы вправе противостоять школьным властям. В большинстве случаев, если мы сумеем отнестись к ним с любовью, мы сможем обратить во благо даже то, что нам кажется враждебным нашей христианской вере. Нередко враждебное отношение к нам вызвано незнанием людьми истины или правилами политкорректности. Проигрывая эту битву, мы не выполняем свою миссию.
ВОПРОС 79: У меня в школе выдают презервативы. Разве не важно сделать секс безопасным, если подростки хотят им заниматься?
Раздача презервативов в школе, особенно без какого-либо назидания, без согласия родителей, совершенно не настраивает учащихся на сколько-нибудь серьезные сексуальные отношения и осознание риска, связанного с ними.
Современное сексуальное образование преподносит секс как явление, лишенное всякого содержания. Преподаватели-сексологи опасаются, что у подростков может возникнуть неравнодушное, романтическое, осмысленное отношение к сексу, что тинейджеры полностью уйдут в свои переживания. По их мнению, если секс преподносить как чисто физиологический процесс, лишить его всякого смысла, то подростки будут охотнее пользоваться противозачаточными пилюлями и презервативами.
Голый секс. Ни обязательств, ни эмоционального участия — одно примитивное плотское удовлетворение.
Какая, однако, поразительная ирония: пытаясь научить молодых людей ответственному отношению к жизни, государственные школы преподносят им идею совершенной безответственности в сексуальных отношениях. Согласно школьному курсу по половому воспитанию, единственное правило, регулирующее сексуальное поведение, носит вполне утилитарный характер и сводится к следующему: не забеременеть и не заразиться СПИДом.
Вот и все, так что к вашим услугам презерватив.
Какая нелепость надеяться, что подобная преподавательская методика воспитает ответственных детей! Какой другой учебный предмет посмели бы преподавать в подобном духе? Это все равно, что обучать детей водить машину и ничего не сказать им о правилах движения, а потом отрабатывать на практике вождение, полагаясь на ремень безопасности. Это все равно, что тренировать футбольную команду, ни слова не сказав о правилах игры, а потом практиковать «безопасную игру» в мягких наколенниках и налокотниках.
Беда в том, что современные педагоги снимают с себя ответственность за нравственное воспитание. Они сдают позиции. Если нельзя запретить детям заниматься сексом, рассуждают они, то, по крайней мере, можно сделать его безопасным.
Следуя этой логике, говорит журнал Commonweal, школы могли бы взять секс под контроль. Давайте оборудуем для наших школьников чистые спальни с мониторами и ночными тумбочками, на которых незаметно и скромно будут лежать презервативы.
Несмотря на всю дикость этого предложения, некоторые родители согласились. Газета Washington Post взяла интервью у нескольких родителей, которые позволяют своим детям принимать своих сексуальных партнеров у себя дома. Ведь дети все равно будут заниматься этим, говорят они, так уж лучше дома, ведь дома они в безопасности.
Печально, ведь так быть не должно. Опросы показали, что детям не безразлично, что думают о них родители. Дети небезразличны к нравственному руководству, а программы, преподающие нравственность в сексуальных отношениях, нередко приветствуются подростками.
В этом нет ничего удивительного: подростки во многом похожи на нас. Они охотно отзываются на серьезные и ответственные предложения, они охотно идут за взрослыми, которые надеются на них и верят в них.
Секс — не игра в волейбол. Наши подростки уже понимают это, хотя многие их воспитатели об этом забыли. Взрослые, понимающие это, пользуются уважением у подростков. Вы можете поговорить с ними о том, что раздача презервативов в школе — страшное заблуждение, которое лишь усложняет проблемы, которые пытаются решить школьные программы по половому воспитанию.
ВОПРОС 80: Так написано в учебниках или так говорят учителя. Может быть, они знают больше вас?
Одна из радостей быть дедушкой заключается в совместной подготовке домашних заданий с внуками-школьниками. Однажды, когда мы вместе с внучкой разбирались с уроком, она очень многому научилась, да и мне урок пошел на пользу: для меня многое прояснилось.
Тогда Каролина вернулась из школы после первого учебного дня в пятом классе, и мы вместе с ней перелистывали новенький, в блестящей обложке учебник истории. В разделе, посвященном биллю о правах, мы наткнулись на следующую сентенцию: «билль о правах обещал свободу всем людям за исключением женщин, чернокожих и коренных жителей Америки».
Прежде чем я успел что-то сказать, Каролина воскликнула: «Это несправедливо!».
«В учебнике ошибка, — сказал я, — на самом деле это не так».
Каролина считала, что я ошибаюсь. Она была уверена, что в билле о правах допущена дискриминация, «потому что так написано в учебнике».
Чтобы доказать Каролине, что она не права, пришлось обратиться к самому биллю о правах и прочесть его вслух. Мы прочли статью 1, которая гарантировала право «людям» свободно исповедовать свою религию. Мы прочли статью 2, которая защищает право «людей» хранить и применять оружие.
Прочитав каждую поправку, я спрашивал Каролину: «Скажи, эта статья исключает женщин, чернокожих и коренных американцев?». Каждый раз она отрицательно качала головой, потому что каждый раз закон говорил обо всех «людях», без исключения.
Прочитав Десятую поправку, Каролина взглянула на меня с изумлением: «Ты прав! В учебнике написано неправильно».
Хотелось бы, чтобы учебник моей внучки был единичным примером исторического ревизионизма. Но это не так, это скорее симптом эпидемии. Это попытка переписать американскую историю и представить сущность американца с позиций современной политической идеологии.
«Политически корректные» аналитики прошлого страны пытаются извратить правду о том, что культурная американская элита называет «притесняющим западным мышлением», ни во что не ставящим чернокожих, женщин и т. д. Так называемый поликультурализм чаще всего фактически оправдывает грубые выпады против западного мировоззрения.
Цель многочисленных масс-медиа ясна: установить контроль над умами молодежи в колледжах и в частных учреждениях, чтобы насадить там свою релятивистскую идеологию и отделить молодое поколение от наследия прошлого.
Но мы не можем согласиться с политическими ревизионистами, пытающимися перекроить нашу историю. Почему? Потому что любая цивилизация старается сохранить себя в будущих поколениях, а для этого необходимо передать им память об историческом наследии. Именно поэтому ветхозаветные пророки постоянно напоминали Израилю: в истории народа запечатлены великие деяния Бога.
Если наши дети узнают правду об истории своей страны, их огорчат некоторые неудачи Америки в прошлом, и это нормально, но они будут восхищаться ее достижениями и с большим уважением относиться к ее славному наследию, которое принадлежит им.
Инцидент с учебником истории моей внучки, оказавшимся продуктом идеологии политкорректности, напоминает нам, как важно проявлять бдительность там, где совершается посягательство на свободу личности. Поэтому интересуйтесь тем, что преподают вашим детям и внукам на уроках истории. Лжеобразование — самый короткий путь к утрате нашей свободы.
ВОПРОС 81: Почему государственные школы стали такими опасными? Что в них не так?
После кровопролития в Колумбийской средней школе Литтлтауна в Колорадо все лихорадочно искали ответы на бесчисленные вопросы. Политики требовали взять под контроль владельцев оружия, репортеры ругали упадническую поп-культуру, ученые сетовали на генетические патологии. Но никто из них не заглянул вглубь проблемы и не увидел истинную причину происшедшей трагедии — столкновения двух великих мировоззрений, которые бьются за первенство в современном мире.
С одной стороны, это постмодернизм, уходящий корнями в нигилизм Фридриха Ницше. Этот немецкий философ XIX века доказывал, что «язык добра и зла» берет свое начало не в истине и не в разуме, а в воле к власти. Три четверти века назад идеи Ницше стали питательной средой для нацизма.
Ницшеанство со всеми ужасными последствиями вновь вырвалось наружу в Колорадо, когда два подростка, обвешанные нацистскими символами и лозунгами, хладнокровно расстреляли своих одноклассников.
За видимым поклонением убийц символике власти и насилия стояла железная хватка зла — то, что литературный критик Роджер Шеттак назвал «предрасположенностью к фундаментальному и моральному злу, исповеданием власти воли и силы». Кто бы мог подумать, что два озлобленных подростка настолько серьезно воспримут идеи Ницше? Злая ирония состоит в том, что вся окружающая их культура взрослых испытывала влияние все той же ницшеанской идеологии.
В журнале Atlantic Monthly политический аналитик Фрэнсис Фукуяма пишет, что разрушение традиционных нравственных ценностей Запада началось с двух положений Ницше: мораль — не объективная реальность, люди создают собственные ценности, исходя из личных интересов.
Этот радикальный релятивизм сначала пустил корни в студенческих городках, приняв форму постмодернизма и деконструктивизма, а затем успел просочиться вниз, и сегодня школьников учат «конструировать» собственные истины и ценности. Учителям рекомендовано ни в коем случае не координировать эту деятельность, не направлять учащихся, дабы не посягнуть на личную свободу ребенка.
Теперь понятно, почему атмосфера в наших школах так сильно напоминает ту, в которой живут герои классического романа Уильяма Голдинга Повелитель мух. В этом произведении раскрыто, до какой степени развращенности опускаются даже хорошие дети, если они предоставлены себе и лишены нравственного руководства взрослых. Современные дети почти не знают такого руководства, потому что взрослые хотят устраниться от подобной ответственности.
Это происходит не только в образовании. Мы создали субкультуру, выделившую детей в иной, параллельный мир. Многие сознательные родители не видят сегодня своей воспитательной роли, не ищут прямого общения с детьми, а стремятся устроить их в различные группы и коллективы, где налажено общение со сверстниками. Дети проводят так много времени во всевозможных дневных группах, спортивных клубах, летних лагерях и на игровых площадках, что почти теряют связь с родителями и все больше тяготеют к сверстникам. Этому разделению активно способствует рынок, предлагающий подросткам особое кино, особые видеофильмы, музыку и интернет-игры. В программе новостей сообщалось, что родители двух подростков-убийц из штата Колорадо были людьми добрыми и заботливыми, однако позволяли своим детям свободно вращаться в мутном параллельном мире, создаваемом кино, интернет-играми и неформальной группой «Trenchcoat Mafia», к которой они себя причисляли.
Увлечение идеями, как правило, не остается без последствий. Идеология Ницше сформировала, с одной стороны, культуру интеллектуальной элиты, а с другой, — примитивную культуру погруженных в свой мирок интернетовских фанатов. Когда эти два феномена сходятся, происходит взрыв — тот, что мы получили в Литтлтауне.
Еще одно неизбежное последствие этой политики: в плотном окружении сверстников или в школе родители не могут отстаивать систему своих ценностей. Родители обязаны быть в центре жизни своих детей, знать, чем они занимаются, где бывают, что изучают, чем интересуются. Невозможно поверить, что родители одного из литтлтаунских убийц даже не знали о том, что он сооружал дома бомбу. Родители, проснитесь!
ВОПРОС 82: Я никогда бы сам не совершил насилие, но мне нравятся фильмы со сценами массовых убийств. Что в этом плохого?
Как правило, те, кому это выгодно, упорно внушают нашим подросткам мысль о безобидности сцен насилия. После серии разыгравшихся в наших школах в последние годы кровавых сцен со стрельбой, голливудским продюсерам пришлось свертывать проекты кинобоевиков для подростков. Вопреки этому, многие из них, не моргнув глазом, продолжают доказывать, что между придуманными сценами насилия в кино и реальной жизнью нет никакой связи.
Как заявил один голливудский продюсер, виноваты «плохая атмосфера в семье, плохие родители и доступность оружия в каждом доме».
Но, как сказал писатель Грегг Истербрук в интервью журналу New Republic, Голливуд не прав.
Исследования Юридической школы при Чикагском университете показали, что количество оружия у населения со времен Второй мировой войны не увеличилось, но возросло «желание людей стрелять друг в друга из этого оружия».
Другие данные говорят о том, что число убийств в Америке резко возросло в 1950-е годы, когда всем стало доступно телевидение. То же самое наблюдается в Южной Африке, где до 1975 года телевидение было малоизвестно. После того как TV стало общедоступным, уровень убийств заметно пополз вверх.
Сцены насилия на телевидении в кино, в видеоиграх сами по себе вас не убивают. Но они разрушают вашу защиту и предраспо-лагают к получению удовольствия от созерцания насилия… В известных ситуациях, под влиянием страха или гнева люди совершают поступки, к которым они предрасположены. Дэйвид Гроссман и Мэри Кэнги, «Наученные убивать: дети-убийцы» |
Пожалуй, самым устрашающим было признание психолога Леонарда Эрона. Он сказал, что «наиболее вероятные кандидаты в преступники — те, кто смотрел кино и телевизор в детстве».
Если на нормальных взрослых сцены кинонасилия повлияли не очень сильно, то на детей и на людей, психически неуравновешенных, сцены убийства действуют совсем по-иному, отмечает Грегг Истербрук.
«Если раньше массовые убийства, совершаемые молодежью, были крайне редки, то теперь они приняли характер цепной реакции, — говорит Истербрук. — Можно ли назвать совпадением то, что резкий рост числа массовых убийств был зарегистрирован именно тогда, когда Голливуд начал широкую маркетинговую кампанию по внедрению представления об убийстве как о развлечении?».
Христиане хорошо знают: мысли определяют поведение; то, чем мы питаем свой ум, дает реальный плод. В Книге Притчей сказано, что «каковы мысли в душе [человека], таков и он…» (Притч. 23:7). Апостол Павел наставляет нас, убеждая «помышлять» только о том, что истинно, что честно, что справедливо, что есть добро и благо (см. Флп. 4:8).
Что бы ни говорили создатели голливудской продукции, существует прямая связь между вымышленным убийством и его двойником в реальности. Массовые убийства в кино — не шутка. Спросите об этом семьи из Литтлтауна в Колорадо.
Недопустимо, чтобы родители, тем более христиане, ничего не знали об увлечениях своих детей; со стороны родителей верх легкомыслия не интересоваться тем, что смотрят их дети по телевизору, в кинотеатрах, на сцене, какую музыку они слушают, в какие видеоигры играют. Ведь это вопрос жизни и смерти.
ВОПРОС 83: Должен ли я побеждать свой гнев?
В фильме Analyze This (Анализируй это) психоаналитик советует пациенту, разъяренному гангстеру, колотить подушку, пока не полегчает. Вместо того чтобы избивать кулаками подушку, гангстер хватает оружие и палит из него. «Ну что, вам лучше?» — интересуется психоаналитик. «Да, — отвечает улыбающийся гангстер, — мне гораздо лучше».
На первый взгляд эта сцена кажется забавной, однако в ней присутствует хотя распространенное, но опасное представление о том, что бурное проявление гнева помогает избавиться от него. Вопреки этому популярному мнению, психологи обнаружили, что на самом деле не сдерживаемый гнев усиливает агрессивность.
Популярная психология уверяет нас в том, что выплескивание отрицательных эмоций помогает освободиться от них. Об этом же говорит теория катарсиса: открытое проявление эмоций способствует освобождению от них.
Недавние исследования, проведенные в университете штата Айова и Западном институте психологии, показали, что выход гнева наружу делает людей более агрессивными. В газете New York Times сообщалось, что избиение подушек или баулов только распаляло злость. Как заметил один исследователь, «люди стараются найти в этом эмоциональное облегчение, но никогда не находят его».
Происходит нечто противоположное: люди думают, что избиение неодушевленных предметов «поможет им ослабить внутреннее напряжение», а на деле оно приводит к разрастанию гнева.
Теория снятия напряжения возникла на базе психологического учения Зигмунда Фрейда, согласно которому подавляемый гнев создает внутри человека эффект кипящего чайника: необходимо выпустить пар. Отсюда оптимальный путь решения проблемы — избавиться от внутреннего напряжения, хорошенько избив баул или расколотив фарфоровую чашку.
К сожалению, нашей культуре так и не удалось рассмотреть абсурдность этой теории. И сегодня многие уверены, что любое «самовыражение» оздоравливает.
Однако последние открытия социологии свидетельствуют в пользу противоположной точки зрения, утверждающей преимущества самоконтроля по сравнению с самовыражением. Эта концепция строится на библейском учении, которое осуждает всякое потворство собственным импульсивным желаниям.
Апостол Павел в своем Послании к Галатам называет самодисциплину одним из плодов Святого Духа. Апостол Иаков предупреждает христиан об огромной опасности отсутствия контроля над своим языком.
Самоконтроль — дело нелегкое, но и терпение, и умение радоваться и смирение, вырабатываются упражнениями, пока не станут привычкой, а став привычкой, эти качества делаются частью характера, инстинктивной реакцией на внешние воздействия.
Если ваш подросток доказывает, что эмоциональная разрядка необходима, разъясняйте ему, в чем он ошибается. Наука вновь и вновь вынуждена подтверждать правоту библейского учения о самодисциплине. Проявление гнева лишь ухудшает ситуацию, ибо все наши поступки закрепляются и становятся частью нас. А всякая практика ведет к совершенству.
Упражняться нужно в библейских качествах, и нужно делать это до тех пор, пока они не станут нашей второй натурой, нашим естеством. И если мы поступаем естественно, люди, наблюдающие за нами, увидят в нас плод Духа.
ВОПРОС 84: Я не фанат порно-сайтов. Почему же вы так настроены против того, чтобы я пользовался компьютером?
Мы живем в век информации, и нам никуда от нее не деться. Как недавно сказал Томас Фридман в одном из последних номеров New York Times, «Интернет неизбежно входит в жизнь среднего класса. Сегодня мы ничего не можем делать без мировой „паутины“ — ни общаться, ни вкладывать деньги, ни работать, ни учиться. Вся наша жизнь радикально изменилась с ее появлением».
Но нас особенно беспокоит, рассуждает Фридман, что в Интернете нет «ни редакторов, ни цензуры, ни даже обычных информационных фильтров». Одним щелчком «мыши» мы можем оказаться в нацистской пивной или в порнографической библиотеке. Единственный надежный фильтр, по его мнению, «нравственные ценности, знания и убеждения, с которыми ваш ребенок входит во всемирную паутину».
Фридман прав. Урок Литтлтауна в штате Колорадо высветил главное: мы не можем надеяться на внутренние «фильтры» в сознании подростков: детей надо учить различать добро и зло. К сожалению, сегодня многие дети взрослеют самостоятельно, без нравственного руководства взрослых.
Мы имеем «потенциально опасный коктейль»: компьютерная сеть осуществляет неконтролируемый допуск ко всем проявлениям мира, а родители не участвуют в создании внутренних фильтров в детском сознании».
Единственное, чем родители могут защитить детей от этой губительной смеси, — делать то, что всегда делали хорошие родители: проводить как можно больше времени с детьми, учить их распознавать хорошее и плохое и применять это знание к любой жизненной ситуации, включая время, проводимое наедине с компьютером.
История Тайлера Эндрюса весьма красноречива. В апреле прошлого года Тайлер решил поучаствовать в ежегодном аукционе и подал заявку на машину «форд» со съемным верхом образца 1955 года, полотно Ван Гога, набор антикварной мебели и копию корабля эпохи викингов. В целом он сделал заявку на покупки, оцениваемые в три миллиона долларов.
Но самое интересное в этой истории то, что Тайлер оказался 13-летним мальчишкой, недельный доход которого составлял 15 долларов. Все свои аукционные переговоры он вел через Интернет. В конце концов после всех разбирательств его родителям пришлось заплатить штраф, однако важен урок, который они получили, увидев, какие «сюрпризы» может преподнести им век информации.
Как и многие другие подростки, Тайлер Эндрюс чувствует себя в Интернете как дома. Он особенно любил посещать сайт «eBay» — крупнейший сетевой аукцион. «Они ничего не спрашивают — ни кредитной карты, ничего другого, что доказывает, что тебе уже восемнадцать», — объяснял Тайлер журналистам.
Сначала Тайлер попытался продать с аукциона в рабы ближайшего друга, но покупателей не нашлось, и тогда он с головой ушел в шопинговый беспредел.
Родители узнали о том, какие ставки сделал их сын, после того как дома раздался звонок из аукционного офиса. Придя в себя, они приняли меры, и Тайлер был лишен доступа в Интернет.
Родители обязаны быть в курсе интересов своих детей. Мы должны уметь разбираться в путях нынешнего века информации, чтобы предвидеть скрытые опасности, угрожающие детям и подготовить их к возможной встрече с ними.
Новейшие технологии таят в себе и преимущества, и опасности, но лучше быть готовыми и к тому, и к другому, если только, конечно, у вас нет свободного места в гараже для корабля эпохи викингов или «форда» со съемным верхом и чего-нибудь еще, что ваши дети, сросшиеся с компьютером, могут заказать через Интернет.
ВОПРОС 85: Я недавно потерял лучшего друга: он умер. Мне очень тяжело. Нужна помощь. Как мне пережить смерть друга?
События после кровавой бойни в Колумбийской средней школе в Литтлтауне разворачивались по традиционному сценарию: сначала на сцене появились команды полицейских, затем пришло более сотни психологов-утешителей, готовых помочь уцелевшим справиться с постигшим их горем.
Но оказалось, что утешать было некого. Не потому, что подростки не нуждались в помощи, а потому что они обратились туда, где они могли найти настоящее утешение, — в свои церкви.
Патрику Саймингтону, как и многим его одноклассникам, предложили услуги профессиональных психологов, специалистов по снятию стресса. Но Патрик вместе с друзьми отправился на службу о погибших, состоявшуюся в католической церкви «Свет миру», одной из новых, активных, харизматических католических церквей. Тогда погибли четыре прихожанина этой церкви.
Мать Патрика сказала журналисту Washington Times, что справляться с потрясением сыну помогала «только вера».
Патрик не был одинок. Родители уговаривали ученицу той же школы Лорен Джонсон поискать помощи у профессионального психолога. Но Лорен пошла в общину при церкви Вест Баулер, в ту самую церковь, членом которой была убитая Касси Берналл. «Мне здесь лучше», — сказала Лорен и добавила: «Мне казалось, что все наши ученики были вместе со мной».
По замечанию Washington Times, «многие учащиеся Колумбийской школы отказались от помощи профессиональных психотерапевтов и повернулись к церкви». Пасторы церковных молодежных групп были поражены огромным количеством детей и родителей, которые шли к ним в поисках утешения.
Из всех людей мы, христиане, имеем определенную надежду в смерти, однако мы никак не можем примириться с ее ПРОТИВОЕСТЕСТ-ВЕННОСТЬЮ. Мы знаем, что мы живем не для нее; мы знаем, что она вползла в нашу судьбу как враг, и мы знаем Того, Кто победил ее. Поскольку мы знаем, что наш Господь воскрес, мы уверены, что на высшем уровне этот враг уже обезоружен, но, зная, что на уровне природы все сотворено Богом, мы не можем не протестовать против смерти, ибо она оскверняет Его творение. К. С. Льюис, «Бог под судом» |
Как сказал Чед Стаффорд, бывший пастор церкви Первой Ассамблеи Божьей в Денвере, «дети в такое время нуждаются не в психологах. Они хотят знать: „Почему это произошло?“». Антистрессовая терапия может дать им какую-то информацию, добавляет он, «но мы способны указать им путь».
Стаффорд прав. Когда молодые люди непосредственно сталкиваются с тяжелой, сложной проблемой жизни и смерти, им нужно нечто большее, чем просто рекомендации, как справляться с навалившимся на них горем. Разумеется, они должны переживать свое горе и делиться своей болью, открыто признавая ужасную реальность смерти. Но им не менее нужны помощь, поддержка и знание, что эта жизнь с ее глубокой болью — еще не все; им надо помочь сделать нечто большее, чем просто «разобраться в своих чувствах».
И здесь на помощь могут прийти родители-христиане. Докажите вашим подросткам текстом Библии, что со смертью жизнь не кончается (см.: Ин. 14:2–3), откройте им истину о вечной жизни, которую дает Иисус Христос. Придя в Вифанию, где умер Его друг Лазарь, Иисус плакал о нем. Но затем Он произнес слова надежды, обращенные к двум сестрам Лазаря: «…Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25–26).
Предлагая детям дать волю гневу и скорби, вызванным потерей друзей, светские профессионалы-психологи слышат в ответ: «Спасибо, не надо». Если вашему подростку приходится переживать смерть друга или близкого человека, постарайтесь разбудить в его душе надежду, которую может дать только вера в Христа.
Краткое изложение ключевых пунктов:
• Государственные школы иногда преподают религиозные учения, враждебные христианству. Родители должны знать, чему учатся их дети, какое мировоззрение лежит в основе школьных уроков.
• Раздавая в школе презервативы, школьный персонал учит детей относиться к сексу исключительно как к удовольствию. Это совершенно неправильный подход, и дети не должны идти на поводу у таких взрослых.
• Христиане должны высказывать свое мнение, когда учебники и другие школьные пособия печатают ложную информацию и искажают исторические факты.
• Насилие в современных школах, к примеру, то, что мы видели в Колумбийской средней школе Литтлтауна, демонстрирует действие жестокой и злой силы, питающейся ложными идеями.
• Киноразвлечения со сценами насилия извращают нашу «защитную систему», настраивая нас на проявления агрессивности в каждодневной жизни. Отрицая это, Голливуд оправдывает индустрию развлечений, отстаивающую свои коммерческие интересы.
• Родители обязаны быть в курсе всех сторон жизни своих детей, особенно в сфере досуга и развлечений. Интернет и масс-медиа сегодня активно входят в нашу жизнь, и родители должны помочь детям делать правильный выбор. Нам всегда следует помнить о том, что вся наша жизнь, включая отдых и развлечения, дана нам ради одной цели — постижения божественной сущности Христа.
• Смерть друга всегда — тяжелый удар для молодого человека. В такое время долг родителей — открыть детям надежду, связанною с верой во Христа.