Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 1. Вера и важнейшие вопросы жизни


Глава 6
Что значит быть христианином?

Жить, веруя

Вопрос 42: В чем преимущества христианства помимо обещания вечной жизни? Не фанатично ли христиане придерживаются своих убеждений?
Вопрос 43: Не является ли христианство религией малодушных и трусливых?
Вопрос 44: Христиане говорят, что они "спасены", почему же некоторые из них ведут себя столь недостойно?
Вопрос 45: Так как же стать христианином?
Вопрос 46: Я произнес эту молитву. Что же изменилось во мне?
Вопрос 47: Я не помню, когда я стал верующим. Это плохо?
Вопрос 48: Как можно узнать Божью волю?
Краткий обзор ключевых пунктов


ВОПРОС 42: В чем преимущества христианства помимо обещания вечной жизни? Не фанатично ли христиане придерживаются своих убеждений?

Такие вопросы интересуют не только подростков. Современная культура создала стереотип христианина как одичалого или одержимого Библией фанатика с отсталыми взглядами. Некоторые даже рисуют христиан психически ненормальными. В свой ремейк (1991 г.) известного триллера Мыс страха (1962) режиссер Мартин Скорсезе ввел одно существенное новшество: он превратил безумного негодяя в напичканного библейскими цитатами христианина-пятидесятника, с татуировкой в виде крес-та на спине. В сцене, где этот персонаж пытается изнасиловать женщину, он кричит: «Готова ли ты родиться заново?»

Идея ясна: верующие в библейское учение неполноценны и даже опасны для общества. Скорсезе постарался придать чрезвычайно драматическую окраску популярному в секулярных СМИ и академических кругах представлению, что для умственного здоровья религия вредна. Эта теория не нова — она берет начало у Зигмунда Фрейда, приравнявшего веру в Бога к неврозу.

В своем интервью газете Christianity Today христианский психиатр Дейвид Ларсон разоблачает теорию Фрейда, назвав ее чистым вымыслом. Многие годы работая психиатром, Ларсон постоянно слышал, что религиозные люди больше подвержены неврозам. Но изучение фактов (психиатр приводит их в своих исследованиях) убедило его в обратном. Оказалось, что верующие люди на самом деле здоровее основной части населения и умственно, и физически.

Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Ин. 10:10

Например, обзор специальной литературы, проведенный ученым, показал, что 19 из 20 источников свидетельствуют о благотворной роли веры в предотвращении алкоголизма; 16 из 17 научных источников показывают, что религиозность значительно понижает склонность к суициду.

Вера идет рука об руку с душевным и умственным оздоровлением, отречением от наркотиков и добрачного секса. У людей, регулярно посещающих церковь, более низкое кровяное давление.

Один из поразительных фактов, открытых Ларсоном, — прямая связь религии с уровнем разводов. Верующие гораздо чаще говорят о своей удовлетворенности браком и семейной жизнью, чем неверующие, поэтому уровень разводов среди них очень низок. Как следствие, значительно снижается число связанных с разводом стрессов, депрессий и даже физических паталогий.

В целом опыт показывает, что верующие и лучше приспособлены к действительности, чем все остальные, и просто счастливее.

Христиане, живущие в согласии с истиной, открытой им Богом, не избегают реальности, а живут более полнокровной жизнью. Наша вера учит нас жить в мире со всеми, кто рядом; она не позволяет нам действовать вслепую и брать штурмом моральные твердыни. В этом выражается действие в нас Божьей благодати. Бог дает нам знание, как следует поступать, чтобы жить полноценно и изобильно.

Очень важно постоянно подчеркивать, что христианин не ограничен жесткими правилами, которые он в первую очередь обязан исполнять; первое и последнее желание христианина — любить Бога, сотворившего мир. Из любви к Богу мы признаем Его и принимаем Его Слово. Наша счастливая жизнь есть производное нашей веры в любящего Бога — веры, достаточной, чтобы полностью доверять Его Слову.

Вопреки распространенным стереотипным мнениям о христианах, мы не пытаемся навязывать свои представления другим людям — мы просто делимся с другими Благой вестью о спасении, чтобы и они могли жить по-христиански счастливо и полнокровно, как мы.

К началу страницы


ВОПРОС 43: Не является ли христианство религией малодушных и трусливых?

Лучшим ответом на этот вопрос будут подлинные истории о подлинном героизме. Все четыре случая взяты из недавней истории христианства, которая всегда поражает меня обилием подобных примеров.

Полвека назад лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер участвовал в неудавшемся заговоре против Адольфа Гитлера и был казнен нацистами как предатель. Поразительно, но через пятьдесят один год Бонхёффер был официально реабилитирован берлинским судом.

Бонхёффер был не только лидером немецкого Сопротивления, но и мощным голосом церкви. В своей книге The Cost of Discipleship (Цена ученичества) он правдиво показал, что значит быть верным христианином в условиях враждебного режима. Страдая от преследований, он открыл для себя, что хотя благодать — дар, иногда за нее приходится дорого платить. Он открыл и познал «испытующую благодать» — этот Божий дар, требующий от человека настоящего христианского героизма.

Именно испытующая благодать заставила Бонхёффера покинуть благополучную Америку и вернуться в нацистскую Германию, чтобы пострадать вместе с немецкими братьями.

Именно испытующая благодать побуждала Бонхёффера продолжать учение и проповедь Божьего Слова в условиях нацистских преследований.

Испытующая благодать вела Бонхёффера, когда он восстал против предательства церкви, которая смешала нацистскую доктрину с христианской истиной. Вместе с другими верными христианами он подписался под Барменской Декларацией, смело заявившей об отмежевании от государства и от церкви-оборотня. Теологи, собравшиеся в немецком городе Бармене (ныне Вупперталь) в 1934 г., осудили фашизм и его приспешников.

Испытующая благодать вдохновляла его, когда он невзирая на угрозу ареста переправлял евреев из Германии.

Испытующая благодать заставила молодого пастора оставить свои прежние пацифистские идеи и присоединиться к заговору против Гитлера, что привело его к гибели в нацистской тюрьме.

Даже во тьме тюремных застенков его жизнь сияла светом божественной благодати, когда он утешал других узников, видевших в нем своего духовника. В заключении он написал множество трогательных писем, которые позже были опубликованы в сборнике Letters and Papers from Prison (Письма из тюрьмы). Я читал эту книгу, когда сам был в заключении, и она давала мне силы и бодрость.

До конца гитлеризма оставалось меньше месяца, когда утром 9 апреля 1945 года Бонхёффер опустился на колени, помолился, а затем встал и последовал за своими палачами на виселицу. Он был повешен как предатель.

Сегодня имя Бонхёффера официально признано и вызывает благоговение в сердцах многочисленных верующих, которых вдохновляет его жизнь и вера. В книге The Third Testament (Третий Завет) покойный британский журналист Малькольм Маггридж сказал: «Оглядываясь сегодня в прошлое, видишь, что жива память о человеке, который умер не во славу свободы и демократии, не ради стабильного роста национального валового дохода, не ради каких-то противоречивых идей и целей XX века, а во имя креста, на котором 2000 лет назад умер другой человек».

Жизнь и смерть Дитриха Бонхёффера явила нам яркий пример того, как Божья благодать требует от человека всего, даже жизни, а взамен дарует новую жизнь, побеждающую даже самые страшные политические обстоятельства.

* * *

Наша вторая история тоже относится к периоду Второй мировой войны. После того как в 1939 году Адольф Гитлер оккупировал Польшу, все евреи и другие так называемые «нежелательные элементы» были согнаны в лагеря. Возглавляли этот список католические священники.

Так монах-проповедник, отец Максимилиан Колбе очутился в Освенциме, страшном нацистском концлагере смерти, в котором евреи уничтожались сразу, а неевреи использовались на каторжных работах в качестве работяг-смертников.

И в этом адском месте, полном отчаяния и страха, отец Колбе появился, чтобы нести надежду своим товарищам по несчастью. Он слушал их исповеди, он молился с ними, он делился с ними своим скудным пайком. Оборванные и изможденные узники любили отца Колбе, потому что видели в нем явленную любовь Христа.

Самое страшное испытание пришло однажды летним утром 1941 года, когда все заключенные из барака, где находился отец Колбе, были выстроены в шеренгу. Надзиратель осатанело кричал: «Один заключенный сбежал! Сбежал! Кто заплатит за это? Вы! Я отправлю десятерых в голодный бункер!»

Заключенные содрогнулись от ужаса. Ничего не было страшнее этого. Лучше смерть на виселице или пуля в голову, или даже газовая камера, только не медленная изматывающая смерть от голода и жажды.

Надзиратель обходил строй и наугад выдергивал несчастных, записывая их номера. Один за другим, опустив головы, они выходили вперед. Но один из выбранных вдруг зарыдал в диком отчаянии: «Моя жена! Мои дети! Как им жить без меня?».

И вдруг еще один узник вышел вперед. «Стой! — крикнул надзиратель. — Чего хочет эта польская свинья?». Заключенные тихо ахнули: это был их любимый отец Колбе. Священник тихо заговорил: «Я хочу умереть вместо этого человека», — сказал он, указывая на рыдающего смертника.

В лагере смерти Освенциме наступила тишина. Плачущий человек Бруно Боргович изумленно смотрел на священника. Все затаили дыхание. Нацистский начальник грубо вытолкнул отца Колбе из шеренги, и Боргович встал на прежнее место.

Всех их заточили в голодный бункер. Но произошло что-то странное. В несколько последующих дней вместо обычных криков и стонов оттуда доносилось тихое пение, которое слышали все, проходившие мимо. Это отец Колбе проводил свое стадо через долину смерти.

В конце концов он соединился со своим Спасителем, любовь Которого он так сильно и ярко воплощал.

Бруно Боргович, так горько оплакивавший свою семью, был среди тех немногих, кому удалось выжить в Освенциме. Остаток своей жизни он рассказывал и пересказывал историю об отце Колбе — человеке, умершем вместо него и подарившем ему новую жизнь.

* * *

Наш третий герой, точнее, героиня, не умирала за веру, просто она живет жизнью, которая требует от нее постоянного мужества. Леди Каролина Кокс из английского графства Квинсбери — активный член Христианского Интернационала Солидарности — организации, — занимающейся гуманитарной помощью и защитой прав человека.

Если вы представляете ее себе элегантной дамой, которая только и делает, что заседает в собраниях, вы ошибаетесь. Баронесса Кокс подобна батарейке «энерджайзер»: она находится в непрестанном движении, и ее маршруты всегда ведут в самые страшные и опасные регионы мира.

Например, она уже раз двадцать посещала измученный войной Карабах. В одну из таких поездок ее джип обстреляли противотанковыми снарядами. Водитель отказался ехать дальше. Тогда она сама привезла еду, медикаменты и свою христианскую любовь тем, кто ждал ее.

Она оказывала такую же помощь в южном Судане, где миллионы христиан подвергались гонениям, были убиты или взяты в плен исламскими солдатами из северного Судана. Когда все гуманитарные организации были насильно удалены из Судана, леди Кокс занялась тем, что она называет «нелегальной помощью». Другими словами, презрев всякую правительственную политику, она сама нанимала самолеты и перевозила медикаменты. Она привезла с собой братьям и сестрам во Христе епископа, чтобы подарить им радость общения со священником, которого те не видели долгие годы.

Была леди Кокс и в Петербурге, где посещала дома сирот и помогала вызволять детей из нечеловеческих условий. Прилетев в очередной раз в Армению, баронесса навестила больного мальчика, ослепшего от взрыва бомбы, начиненной шрапнелью, и плакала вместе с медсестрой, на глазах у которой солдаты убили сына.

Леди Кокс напоминает нам своей жизнью о наставлении апостола Павла коринфской церкви: когда страдает один член Тела Христа, страдает все Тело. Теперь мы можем дать христианское определение героизма как желания и готовности страдать и жертвовать собой ради других.

* * *

Герой четвертой истории о христианском мужестве — смелый юноша, рисковавший жизнью ради спасения пастора из другой деноминации.

Ласло Токеш был пастором небольшой венгерской реформатской церкви в регионе Тимисара в Румынии. Он так смело проповедовал Евангелие, что через два года число ее членов уже доходило до пяти тысяч.

Но столь успешная деятельность церкви был вовсе не по нраву коммунистическому режиму. По приказу властей вооруженные полицейские каждое воскресенье окружали церковь. Чтобы добраться до пастора Токеша, были наняты специальные боевики. Власти конфисковали чековую книжку пастора, чтобы лишить его возможности покупать пищу и бензин. Наконец, в декабре 1989 года его решили отправить в ссылку.

Однако прибыв на место, чтобы арестовать пастора, полицейские остолбенели: вокруг входа в церковь стояла людская стена. В знак протеста баптисты, адвентисты, пятидесятники, православные, католики — все стояли плечом к плечу.

Как ни старалась полиция рассеять толпу, протестующие твердо стояли весь день и вечер, до самой ночи. Затем, уже за полночь, девятнадцатилетний баптист, студент Даниель Гавра вынул из кармана пачку свечей. Он зажег одну и передал ее соседу, затем другую и так постепенно все свечи разошлись в толпе. Вскоре тьму декабрьской ночи пронизал свет сотен свечей.

Христианский героизм имеет особенные корни, не сравнимые ни с какими другими. Его источник — в скорбящем сердце Бога, Который, понеся на Себе надругательства, был распят за городскими вратами.

Жак Маритэн, «Свобода в современном мире»

Пастор Токеш, смотревший в окно, был потрясен теплом, которое восходило от сотен обращенных к нему лиц и светом, отражавшимся от них. Это были члены Тела Христова, совершенно забывшие о своих деноминационных различиях и соединившие руки в одном стремлении отстоять и защитить свою веру.

Толпа простояла всю эту и следующую ночь. В конце концов солдаты прорвали оборону и ворвались в церковь. Вскоре они вывели оттуда пастора, с окровавленным лицом, и его жену. Их увезли. Но этим дело не кончилось. Толпы людей устремились к правительственным зданиям, и началась полномасштабная демонстрация протеста против коммунистической власти. И вновь Даниель раздавал свечи.

Сначала они горели в знак христианского единства, а теперь — в знак свободы.

Этого правительство вынести не могло: оно бросило против людей войска с приказом открыть огонь по демонстрантам. Тогда погибли сотни людей. Даниель внезапно ощутил невыносимую боль: ему оторвало ногу. И все же люди из Тимисары в тот день не дрогнули под градом пуль.

Их огонь зажег тогда сердца всего румынского народа. За нескольких дней национального восстания кровавый диктатор Чаушеску был свергнут.

Впервые за полстолетия румынский народ праздновал Рождество в свободной стране.

Даниель встречал Рождество в больнице, где учился ходить на костылях. Пастор пришел, чтобы выразить ему сочувствие, но Даниель не искал сочувствия.

Он обратился к пастору, сказав: «Я потерял ногу, но это не главное. Главное то, что я первым зажег ту свечу».

Светом той свечи осветилась вся страна.

Какой сильный, какой впечатляющий образ — темная декабрьская ночь рассеивается от света, сияющего как символ единства и освобождения. Тот свет был зажжен юным христианином.

Так что же такое христианство? Вера для слабаков? Нет! Жизни этих четырех христиан — и бесчисленного количества других, подобных им, — демонстрируют всем, какой отвагой и силой обладает подлинное христианство. Жизнь в вере почти всегда требует несравненно большей смелости, чем обычный протест. Христианская жизнь очень часто дает примеры беззаветного мужества, превышающего наши человеческие возможности, — мужества, которое дарует только Бог.

К началу страницы


ВОПРОС 44: Христиане говорят, что они «спасены», почему же некоторые из них ведут себя столь недостойно?

Этот вопрос нередко бывает камнем преткновения для многих родителей, стремящихся защитить свою веру, ибо есть среди христиан много таких, кого ни я, ни вы не выбрали бы себе в друзья.

Надо признать, что порой христиане поступают низко, что крайне прискорбно и не имеет оправдания. Когда мы так ведем себя, мы бесчестим имя Христа.

Иногда меня обвиняют в излишней жесткости. Когда я работал в Белом доме, обо мне говорили, что я перешагну через родную мать, если это поможет президенту переизбраться на второй срок (хотя это было не совсем правдой, однако во многом соответствовало действительности). Но так было до того, как я стал христианином, и я знаю, что сегодня я — совсем другой человек, с другими ценностями, целями и ощущениями. Божья благодать смягчила меня, и я надеюсь, что это отразилось на моем поведении.

Подумать только, чем бы мы все были, если бы нас не сдерживала Божья благодать. Этот вопрос занимал немало писателей, которые существенно прояснили его. Романист Ивлин Во был известен привычкой отпускать колкости в адрес окружающих и даже своих друзей. Как-то женщина спросила его: «Мистер Во, как вы можете так поступать и при этом называть себя христианином?».

Во ответил: «Мадам, возможно, я настолько плох, но поверьте, что если бы не моя вера, я вообще вряд ли был похож на человека».

Христианство не делает людей совершенными, но оно делает их лучше. Удалите от нас Божий закон, и вы во всей красе увидите наихудший вариант варварства.

К. С. Льюис сказал об этом: «Своенравная старуха вряд ли может свидетельствовать своим поведением в пользу христианской веры, но кто знает, каким монстром была бы она, не будь она христианкой? И кто знает, насколько лучше был бы какой-нибудь приятный во всех отношениях неверующий, будь он христианином»?

Несмотря на все недостатки христиан, христианство и Божья благодать так преобразили мир и живущих в нем людей, что страшно представить, чем бы они были без него.

К началу страницы


ВОПРОС 45: Так как же стать христианином?

Это самый прекрасный вопрос! Я благодарю Бога за тех подростков, которые отважились задать его, и за родителей, которые помогли детям увидеть его огромную важность.

На него можно ответить по-разному, но, я считаю, лучше всего рассказать детям о вашем собственном обращении к вере. Разумеется, нет и двух похожих историй, но ваше личное свидетельство может проложить путь к дальнейшему разговору. Попросите Господа открыть уши вашей дочери или сына, чтобы они услышали рассказ о вашем обращении или обращении кого-то из ваших друзей. Может быть, вы слышали историю моего обращения, но я повторю ее вкратце так, как о ней рассказано в моей книге Рожденный заново.

Я был советником президента Никсона, то есть занимал один из влиятельнейших постов в государстве, но летом 1973 года мой мир начал обрушиваться в пучину Уотергейтского скандала. Том Филлипс, мой друг, бизнесмен, рассказал мне о своем обращении к Христу. Я был тогда поражен переменами в его жизни и попросил его объяснить мне, что с ним произошло.

Критический момент наступил одним сумрачным вечером, когда я был в доме Филлипсов. Том читал главу о гордыне из книги К. С. Льюиса Просто христианство. Смысл этого текста постепенно пробивался сквозь броню, с которой я прожил все 42 года своей жизни. Слушая его чтение, я понял, что никогда не знал Бога. Да и откуда было мне знать Его? Я всегда был занят собой, своими делами, в которых преуспевал. Мне все удавалось. За несколько минут, пока Том читал, я увидел себя в совершенно новом свете, и я ужаснулся открывшейся мне картине.

«Хочешь помолиться вместе со мной, Чак?», — спросил Том, закрывая Библию.

Я вздрогнул, выходя из глубокой задумчивости: «Да, конечно, почему бы нет». Я никогда прежде ни с кем не молился, а только присутствовал, когда кто-нибудь благословлял предстоящую трапезу. Том склонил голову и произнес: «Господь, мы молимся за Чака и его семью, за то, чтобы Ты открыл его сердце и показал Свой свет и путь».

Во время молитвы какая-то непонятная энергия начала вливаться в меня. Затем эмоции нахлынули с такой силой, что я чуть не заплакал. Усилием воли я сдерживался. Было впечатление, будто Том говорил с самим Богом, как будто Господь сидел рядом с нами. Затем, уже в темноте двора, железные тиски, удерживавшие мои чувства, ослабли. Пока я вставлял ключ, чтобы завести машину, мои глаза застилали слезы. Я сердито стряхнул их и завел мотор.

Выехав на улицу, я почувствовал, что слезы непроизвольно текут по моим щекам; они душили меня, переходя в рыдание.

Я забыл все условности, все опасения показаться слабым. И тогда вдруг пришло чудесное ощущение облегчения. Казалось, что вода, бегущая по моему лицу, проникала в тело, очищая его и как-то странно охлаждая его. То не были слезы печали или сожаления, то были слезы облегчения.

И в первый раз в жизни я обратился к искренней молитве: «Боже, я не знаю, как найти Тебя, но я хочу попытаться! Не знаю, достоин ли я, но я хочу отдать себя Тебе». Я не знал, что еще сказать, и только повторял: Прими меня.

Всю следующую неделю я читал книгу Просто христианство, которую дал мне друг, и все мучился этим великим вопросом: нужно ли мне спасение? Нужно ли мне «родиться заново»? Был ли Иисус настоящим Богом? Загадочная фраза — «прими Иисуса Христа» — сначала показалась мне сразу и благочестивой, и мистической, близкой к языку фанатиков или специалистов по черной магии. Но после вечера в доме Тома Филлипса я чувствовал, что не могу обойти этот решительно вставший передо мной центральный вопрос.

Должен ли я безоговорочно признать Иисуса Христа Господом своей жизни? Я как будто стоял перед воротами, в которые должен был войти и обойти которые было невозможно: либо я вхожу в них — либо остаюсь здесь.

«Принять» значило «поверить». Верил ли я словам Иисуса? Если да, значит я принимал Его.

В этом не было ничего смутного или мистического, как не было и возможности выбрать промежуточный вариант. Я или верю, или нет; или я верю всему, или ничему.

Был конец недели. Погруженный в мысли о Боге и истине, пятницу я провел в Мейне. В размышлениях, которые занимали меня всю неделю, казалось, не было ничего особенного. Просто я вновь оказался в том же состоянии, что и тогда, на загородной дороге. Духовные поиски последней недели открыли передо мной новый широкий мир, в который я уже сделал первые нетвердые шаги.

Ранним утром той пятницы я сидел один, глядя на море, которое очень люблю, и вдруг с моих губ непроизвольно слетели слова, смысл которых я до конца еще не осознавал: «Господи Иисусе, я верю в Тебя. Я принимаю Тебя. Пожалуйста, войди в мою жизнь. Я посвящаю ее Тебе».

При этих словах я почувствовал: уверенность до краев наполняла мой разум и зажгла сердце в самой его глубине. Бог заполнил пустоту, которую я так долго носил в себе.

Если ваш подросток никогда не обращался к такой молитве и не ощущал в себе веры, предложите ему сделать это. Каким чудесным может стать для вас и вашего сына или дочери этот момент: ведь вы дали вашему ребенку жизнь, а теперь дайте ему возможность обрести вечную жизнь во Христе.

К началу страницы


ВОПРОС 46: Я произнес эту молитву. Что же изменилось во мне?

Когда мы посвящаем свою жизнь Господу Христу, Бог-Отец приходит, чтобы обитать внутри нас в лице Святого Духа. Мы становимся Его «домом» и членами Его Царства, небесными часовыми на земле.

Сначала мы вообще можем не почувствовать никаких перемен. Мы вошли в близкие отношения с Богом, поклявшись быть Его друзьями и помощниками. Ему придется многое изменить в нас, прежде чем мы станем угодны Ему. К. С. Льюис говорит, что новообращенные христиане обычно начинают отыскивать в своей душе самые простые положительные перемены, и только затем они постепенно понимают, что у Бога есть Своя программа коренной перестройки всего внутреннего мира человека: Бог превращает лачугу в Свой храм.

Наверное, процесс обращения и «освящения» (то есть преображения в Божий храм) лучше всего виден на примере отдельной жизни.

Можно сказать, что великий гимн возрождения «О, благодать!» — единственный христианский гимн, проложивший себе дорогу в контркультуру. Почти все мастера сцены, начиная от фольклорной певицы Джоан Баэз до Джимми Хендрикса и лучших современных исполнителей рэпа, делали аранжировки этого классического спиричуэла.

Несомненно, популярность этого гимна очень удивила бы его автора Джона Ньютона. Обстоятельства, вдохновившие его на написание музыки к гимну «О благодать» более 200 лет назад, были весьма необычны.

Ньютон был обыкновенным мальчишкой, когда отец взял его в море на своем корабле. В юности жизнь Ньютона-младшего была настоящим пиратским дебошем: он участвовал в работорговле, охотясь на африканцев на западе Африки и переправляя их на мировые невольничьи рынки для продажи с аукционов. Отвратительное и ужасное дело, которым он занимался, нимало не смущало Ньютона, и вскоре он стал владельцем и капитаном собственного корабля для перевозки рабов.

И вот однажды, в 1748 году, во время одного плавания из Африки в Англию в его жизнь мощно вошла Божья благодать. Тогда разразился ужасный шторм. Чтобы как-то отвлечь себя от устрашающего грохота волн, грозивших поглотить корабль, Ньютон взял с полки первую попавшуюся книгу, надеясь, что чтение поможет ему одолеть обуревающий его страх. Это было классическое христианское сочинение известного голландского монаха XV века Фомы Кемпийского О подражании Христу. Внезапно море успокоилось, но происшедшее навсегда изменило жизнь Джона Ньютона. Как пишет Кеннет Осбек в своей книге Рассказы о сто одном гимне, «Святой Дух использовал слова текста и устрашающий образ моря, чтобы посеять в душе Ньютона семена будущего обращения».

Однако Ньютон еще несколько лет продолжал свою капитанскую деятельность и работорговлю. Он пытался оправдать такую жизнь тем, что улучшил содержание рабов на судне и даже организовал богослужения для своего экипажа. Но со временем он понял, что рабство в глазах Бога само по себе отвратительно.

В конце концов он навсегда бросил работорговлю и стал усердным проповедником, обличающим рабство. Для этого он объединился с великим борцом против рабства Уильямом Уилберфорсом. Бывший «морской волк» в 1764 году он стал священником Англиканской церкви, а в последующие сорок лет написал множество замечательных гимнов. Говорят, что мелодию гимна «О, благодать!» Ньютон впервые услышал в Западной Африке во время одной из своих поездок за рабами. Какое поразительное провидение!

Джон Ньютон, бывший капитан корабля, перевозивший рабов для продажи, очень хорошо знал, «как сладостна Божья благодать», потому что он особенно остро сознавал, что «был потерян», но Бог нашел его, что «был слеп», но Бог открыл ему глаза.

Незадолго до смерти восьмидесятидвухлетний Ньютон воскликнул: «Память у меня почти угасла, но я помню две вещи: я великий грешник, а Христос — великий Спаситель!»

Подобно Джону Ньютону, возрожденный христианин встает на путь, идя по которому, он все более уподобляется своему Господу, с каждым днем приближаясь к Нему. Молясь, мы просим Господа войти в нашу жизнь и владеть ею. Наш долготерпеливый Господь по Своей чудесной благодати со временем обязательно меняет человеческое сердце. Нужно только прислушиваться к голосу своей совести. Читайте Библию и ежедневно молитесь. Просите Христа помочь вам расстаться с дурными чертами и привычками, которые оскверняют вас и не дают места Его святому присутствию. И так всю жизнь.

К началу страницы


ВОПРОС 47: Я не помню, когда стал верующим. Это плохо?

Новая жизнь в Духе зарождается в тайниках души, скрытых от человеческих глаз.

Многие протестанты считают, что человек должен точно помнить момент, когда он обратился к Богу с «молитвой грешника» и пережил потрясение, сопровождающее «принятие Христа». Я уже рассказывал, как сильно и мощно Бог вошел в мою жизнь. Этот момент я никогда не забуду. После того как мой преданный друг открыл мне свою веру, а Святой Дух усмирил меня, я, сотрясаясь от рыданий, отдал свою жизнь Христу.

С другими все происходило совсем иначе. Поскольку история моего обращения скоро стала общеизвестной, всякий раз, когда моя жена Пэтти сопровождала меня на публичном мероприятии, ее окружали толпы братьев и сестер-христиан. «Скажите, когда вы обрели второе рождение, миссис Колсон?» — спрашивали они, ожидая услышать еще одну потрясающую историю.

Вначале Пэтти даже плакала: «Я не знаю, — отвечала она. — Я только знаю, что всегда искренно верила».

После этого любопытствующие теряли к ней всякий интерес, и вскоре пошли разговоры вроде: «Бедный мистер Колсон. Его жена не родилась заново». Но Пэтти, как и миллионы других верующих, не могла указать точного момента своего духовного пробуждения. Она выросла в христианской семье, всегда посещала богослужения и не помнит, когда стала верить. Она пришла к вере спокойно и органично. После моего обращения и я, и она острее стали ощущать присутствие Христа: Он стал центром нашего супружеского союза. Пэтти всегда ощущала близость Господа.

Позднее мы узнали, что Пэтти в этом не одинока. Рут, жена Билли Грэма, тоже живя в атмосфере христианского дома, пришла ко Христу почти незаметно.

Дух дышит, где хочет. Мы слышим свидетельства, мы видим происходящее, но мы не знаем, как тайна Божьего дыхания касается человеческих сердец.

Если ваш подросток осознанно и убежденно может сказать «Иисус есть Господь», совсем не нужно нагнетать эмоции, пытаясь точно зарегистрировать тот момент, когда именно он уверовал. Вы поступите намного мудрее, если наставите вашего ребенка в основах христианской веры.

К началу страницы


ВОПРОС 48: Как можно узнать Божью волю?

На этот вопрос ответить одновременно легко и трудно.

Легко сказать, что Бог явил нам Свою волю в Писании, что Слово Божье есть «светильник ноге [нашей] и свет стезе [нашей]» (Пс. 118:105), что богодухновенное Писание, исполненное Божьего откровения, направляет нас на всякое доброе дело (см.: 2 Тим. 3:15–17). Разумно прийти к выводу, что всякий человек, любящий Бога и стремящийся быть угодным Ему, должен усердно добиваться понимания истин, которые Бог открыл нам в Своем Слове.

Быть отчужденным от Бога и стать сыном Бога — вот в чем смысл обращения. Изменение отношений с Богом влечет изменение отношений с самим собой, с ближним, с природой, с вселенной. С этого момента твоя жизнь входит в гармонию с сущностью вселенной… Ты прощен Богом, и теперь можешь простить себя. Теперь всякая ненависть и през-рение к себе, всякое самоосуждение оставляют тебя, и ты принимаешь себя в Боге, начинаешь уважать и любить себя… Ты начинаешь двигаться навстречу другим в любви.

Стэнли Джонс, «Обращение»

Тем не менее мы часто оказываемся перед сложностью конкретного выбора. С кем мне встречаться — с этим человеком или с другим? В каком предмете специализироваться? Какую карьеру избрать? В какой колледж поступать? Эти вопросы вряд ли имеют прямое отношение к Божьим откровениям, но побуждают нас приблизиться к Богу, чтобы мы могли видеть Его руководство в нашей жизни и использовать возможности, дарованные им.

В чем же заключаются эти возможности?

Во-первых, это молитва. Очень трудно принять правильное решение сразу и немедленно. В большинстве случаев, к примеру, таких, о которых мы говорили выше, можно обращаться к Богу с искренней и глубокой молитвой до тех пор, пока Он не коснется нашего сердца тем или иным образом, и тогда в наше сердце придет мир (см.: Флп. 4:6–7).

Во-вторых, это наставники и примеры для подражания. Молодежи нужно общение с более мудрыми и старшими по возрасту людьми. Это воспитывает в них дисциплину, которая не раз поможет им в жизни. Если мы сможем стать для них заботливыми, мудрыми, всегда находящимися рядом наставниками — родителями, пасторами, старшими товарищами, учителями, соседями, которые познали Господа и идут с Господом по жизни, вызывая к себе доверие подростков, — тогда в сложные моменты принятия решений они придут к нам за советом и руководством.

В-третьих, это водительство Святого Духа. Научите своих детей «слушать» голос Божьего Духа. Я не говорю о том, что они будут слышать голос и получать какие-то особые откровения. Скорее, приняв решение, они или получат какие-то подтверждения его правильности, или столкнутся с различными препятствиями. Появление подтверждений или препятствий поможет им понять волю Бога в конкретной ситуации. Нечто подобное пережил Павел, когда Святой Дух изменил его планы и повел его в Грецию (см.: Деян. 16:6–10).

Продолжая совершенствоваться в постижении Божьего Слова, прислушиваясь к советам уважаемых наставников, молодые люди, стоящие перед проблемой трудного выбора или принятия решения, могут научиться различать голос Бога в хоре чуждых голосов этого мира.

Ни одна из истин, утверждаемых в Писании, не нуждается в поправках; никакие поправки и рекомендации не смогут поставить под сомнение то, что утверждается Писанием.

Ханна Уайтолл Смит, «Христианский секрет счастья»

К началу страницы


Краткий обзор ключевых пунктов:

• Опыт показывает, что верующие в целом счастливее и лучше приспособлены к жизни, более счастливы в супружестве, меньше подвержены влиянию стресса, депрессии и даже физическим заболеваниям.

• Помыслы христиан в основном заняты общением с любящим Богом, а не соблюдением установленных правил.

• Не будучи религией слабых и боязливых, христианство сделало многих людей настоящими героями веры, и сегодня мы знаем их имена — это Дитрих Бонхёффер, отец Максимилиан Колбе, леди Каролина Кокс и юноша по имени Даниэль Гавра.

• Христианство не делает людей совершенными, но оно делает их намного лучше.

• Рассказывая своим детям о своем обращении, вы открываете им путь к тому, чтобы стать христианином.

• Чтобы стать христианином, нужно признаться в своих грехах Христу, утвердиться в вере в Его жертву и воскресение, попросить Иисуса взять наши грехи и жить в нашем сердце и произнести следующие слова: «Господи Иисусе, я верю в Тебя. Я принимаю Тебя. Пожалуйста, войди в мою жизнь. Я отдаю ее Тебе».

• Часто возрожденный христианин не чувствует в себе больших перемен. Однако работа Христа в душе человека, какой бы медленной ни казалась она вначале, неизбежно принесет долговременные плоды, которые, при усилиях верующего, подводят душу к еще более близкому общению с Господом, к жизни во Христе.

• Если даже человек не пережил яркого обращения и не может назвать точный момент приобщения к вере, слова «Иисус есть Господь», произносимые осознанно и убежденно, доказывают, что этот человек уверовал во Христа. Многие дети, воспитанные в христианских семьях, приходят к вере постепенно и почти незаметно.

• Мы познаем волю Бога в основном через Писание. Однако проблема принятия конкретных решений в различных жизненных обстоятельствах (когда мы не стоим перед выбором между добром и злом) лучше всего разрешается с помощью молитвы, общения со старшими и более зрелыми христианами или с помощью внимательного анализа жизненных обстоятельств, которые Святой Дух использует, чтобы указать нам верность или ошибочность выбранного пути или принятого решения.

К началу страницы


<< Глава 5   |   Оглавление   |   Глава 7 >>