Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»


Благодарность
Об авторе
Слово от родителя подростка
Слово от автора


Благодарность

Я глубоко признателен всем сотрудникам «Уилберфорского форума», помогавшим мне проводить исследования, писать статьи и книги и составлять комментаторские тексты для радиопрограммы BreakPoint. Как я уже сказал выше, большая часть этой книги составлена на основе материалов программы BreakPoint и моих публикаций. Книга — попытка объединить результаты деятельности работников радиопрограммы и сотрудников «Уилберфорского форума», чтобы придать им удобную форму и дабы родители смогли обращаться к ней всякий раз, когда подростки о чем-то их спрашивают.

Я очень благодарен Гарольду Фикетту, великолепному писателю, с которым мы сотрудничали в работе еще над двумя книгами. Гарольд очень много сделал, подбирая материалы, наработанные сотрудниками «Уилберфорского форума» и мои собственные записи. Он скомплектовал весь материал, сделав его максимально пригодным и доступным для подростков.

Я очень обязан моей верной помощнице Ким Роббинс, с которой мы работаем много лет. Ким обладает уникальным качеством: она всегда знает, где что находится. Она, со своей энциклопедической памятью, была просто незаменима и в работе над этой книгой, и над материалами Уилберфорского форума, и в моем служении в целом.

Я многим обязан Эвелин Бенс, которая много лет сотрудничает с нашим служением «Тюремное братство» как свободный издатель. Эвелин взяла все последние рукописи, над которыми работали многие наши сотрудники, и мастерски их преобразила, доведя тексты до безупречности. Эвелин — поразительно компетентный и аккуратный сотрудник, работать с которым большое счастье.

Я не могу не вспомнить моего бесценного консультанта-теолога Т. М. Мура, с которым мы рука об руку от начала до конца осуществили этот проект. Это один из одареннейших интеллектуалов современного христианства, я рад, что мы работаем вместе уже около пятнадцати лет.

Наконец, я безмерно благодарю всех сотрудников «Уилберфорского форума», которые последние годы поставляли письменные материалы и другую информацию для моей работы. Это Нэнси Пирси, Анна Морс, Роберто Ривера, Эрик Метаксас, Дуглас Минсон; это наш новый исполнительный редактор программы BreakPoint Джим Блэк, который совсем недавно влился в наш коллектив.

Если вы хотите глубже проникнуть в смысл самых разных вопросов этой книги, я рекомендую вам другую, которую я написал в соавторстве с Нэнси Пирси: Как нам теперь жить? В ней (я считаю ее самым серьезным результатом моего служения) вы сможете найти более детальное и глубокое толкование вопросов, изложенных в данной книге.

К началу страницы


Об авторе

Чак Колсон с отличием окончил Брауновский университет и получил степень доктора юриспуденции Университета Джорджа Вашингтона. С 1969 по 1973 годы он занимал должность особого советника при президенте Ричарде Никсоне. В 1974 году Колсон признал себя виновным как участник Уотергейтского дела и отбыл семь месяцев заключения в федеральной тюрьме.

Еще до своего заключения Колсон обратился к Христу, о чем повествует его книга Рожденный заново. Вот названия других его книг: Как нам теперь жить? (в соавторстве с Нэнси Пирси), Пожизненный приговор, Преступление и ответственность общества, Кто говорит от лица Бога? Вражда царств, Против ночи, Убежденный (в соавторстве с Дэном Ван Нессом), Бог камней и пауков, Тело (с Эллен Вон), Танец с обманом (с Нэнси Пирси), Опасная благодать (с Нэнси Пирси), Факел Гедеона (с Эллен Вон), Бремя истины (с Анной Морс) и Любящий Бог — книга, которую многие называют современной классикой.

Колсон — основатель служения «Тюремное братство» (PF) — межконфессиональной программы, действующей сегодня в 88 странах. Будучи крупнейшей в мире миссией, PF охватывает около 50 000 активных добровольцев в США и 10 000 таких же добровольных служителей за границей. Служители PF проводят для заключенных более тысячи уроков по изучению Библии и около 2000 внутритюремных семинаров в год. Служение организует крупные евангелизационные кампании по вручению рождественских подарков для 500 000 детей, чтобы напомнить им о любви Христа. Миссия «Тюремное братство» имеет два подразделения: «Братство справедливости», поддерживающее уголовно-юридические структуры, опирающиеся в своей работе на библейские принципы, и служение «Добрые соседи», состоящее из сети добровольцев, заботящихся о жертвах преступлений. Еще одна часть служения Колсона — «Уилберфоский форум», поставляющий информацию для христианской общины, в частности, для ежедневных радиопрограмм Колсона BreakPoint, которые слушают сегодня тысячи.

У Колсона пятнадцать почетных докторских степеней, а в 1993 году он получил приз Темплтона — крупнейшую денежную премию (1 000 000 долларов) за вклад в религию, которой в мире ежегодно награждается только один человек. Колсон пожертвовал эту премию, все свои гонорары за выступления и все авторские вознаграждения на развитие миссии «Тюремное братство (PF)».

К началу страницы


Слово от родителя подростка

Как и многим другим родителям, мне о многом трудно говорить с моим сыном-подростком, но особенно о том, что очень дорого для меня, — о моей христианской вере.

Я не знаю, как подойти к сыну: в нем все постоянно колеблется, как будто в глубине его души нет прочного основания: в ней движутся и сталкиваются плиты, как при землетрясении. Это меня потрясает.

Мне хотелось бы видеть причину моих опасений в защитной реакции моего сына. Тревожные мысли о будущей взрослой жизни: необходимость самому зарабатывать себе на хлеб, быть главой семьи, найти свое место в жизни — пугают его. Его реакция на все это выражается то в насмешках над взрослыми, то в непроницаемой стене молчания, за которой, как я догадываюсь, кроется переполняющий душу страх.

Для такого разговора важно выбрать время. Родитель любого подростка знает, что серьезный разговор с подростком требует особого умения, если, конечно, мы хотим, чтобы сын или дочь были откровенны.

Когда мой сын был еще совсем маленьким, я понял, что разговор между нами лучше всего получается тогда, когда необъяснимо меняется наше эмоциональное состояние. Однажды, когда ему было четыре года, я решил сводить его в детский зоопарк Центрального парка в Нью-Йорке. Я представлял себе, с каким удовольствием мы будем наблюдать за тюленями, резвящимися в воде, как они будут прыгать со скалы, пронзая прозрачную глубину бассейна. Я представлял себе, как мой сын улыбнется, глядя на крохотного птенчика, ощутив на своей ладошке теплый, пушистый, живой комочек.

Однако день, когда мы отправились в путь, стал для нас настоящим испытанием: было холодно и сыро, и сын простудился. Веселья не вышло, резкий контраст между мечтами и реальностью настроил нас на мрачный лад.

Мы решили выпить по чашке горячего шоколада. Когда я брал сдачу, сын попросил у меня десятицентовую монету, и мы стали играть в «орла-решку». Это так развеселило его, что он начал вдруг рассказывать о своей дошкольной группе, друзьях, об открывшейся ему истине, что дети могут быть нехорошими, то есть обо всем, что я множество раз жаждал услышать от него, а в ответ получал только коротенькие «да», «нет», «наверное».

С тех пор мало что изменилось. Наши беседы по-прежнему начинаются внезапно и совершенно стихийно в самые непредсказуемые моменты и в совершенно случайных местах. Неизвестно откуда, подобно внезапной вспышке солнечных лучей, вдруг появляется целая вереница вопросов.

Разговор с ребенком-дошкольником — дело нелегкое, но я стараюсь начать его сам. Важные вопросы я всегда ставил сам и сына побуждал присоединяться к моим рассуждениям.

Хотя риск в таком деле всегда оправдан, успех диалога гарантирован не всегда. Я часто сталкиваюсь именно с той реакцией, которой боюсь: еще не сформировавшееся мышление сына питается совершенно другими идеями, чем те, что есть у меня; я понимаю, насколько сильно его мысли еще привязаны к миру.

Ум моего сына не подвержен никаким посторонним воздействиям — ни культовым, ни коммунистическим, на него не влияют никакие иные враждебные идеи. Никто еще не пытался открыто увести его от христианской веры, которую я исповедую.

Однако есть невидимый враг, противодействующий влиянию моей веры на сына. Он способен повсюду проникать и подавлять все вокруг себя; это идеология нашей культуры в своих вездесущих и бесконечных проявлениях.

Как ни парадоксально, неизменный характер светского типа мышления иногда совсем нелегко распознать. Вот несколько примеров.

Когда председатель Верховного суда Антонин Скалия сказал о вере в воскресение Иисуса Христа, журналисты по всей стране подняли его на смех, издеваясь над его «сверхъестественными предрассудками», а некоторые даже решили, что человек с такими мыслями вообще не имеет права заниматься вопросами взаимоотношений церкви и государства.

Когда конгрессмен Дик Арми отрицательно отозвался о гомосексуализме, представитель президента назвал его позицию «примитивной», несмотря на то, что христианство всегда придерживалось этой позиции.

Почти в каждом фильме, который мы с сыном иногда смотрим вместе, влюбленные обязательно отправляются в постель. Случаи же, когда сексуальные партнеры решали освятить свои отношения браком, вообще единичны.

Все эти факты свидетельствуют о господстве секулярного мировоззрения — или, говоря философским языком, натуралистического материализма. Многие люди на Западе сегодня уверены, что мир — результат действия случайных связей. Будучи продуктом случайных взаимодействий, человечество должно само сделать выбор и определить свою судьбу, руководствуясь в этом исключительно достижениями коллективного разума. Тот же принцип, по мнению секуляристов, действует в отношении индивидов. Каждый сам решает, что для него хорошо и что плохо. Все точки зрения, если одна из них не ущемляет права других, имеют право на существование. Универсальных понятий о добре и зле нет, что вполне согласуется с законом, а сам закон — лишь выражение воли большинства. Для большинства людей такое понятие, как единственная и непреложная истина, вообще не существует. Есть «моя» истина, «твоя» истина и есть истины, которые устанавливает правительство, в первую очередь, для укрепления своей власти и, во вторую, — ради обеспечения безопасности граждан.

В моих беседах с сыном всегда возникает конфликт между моей христианской верой и его секулярными убеждениями. Это может показаться преувеличением, но это так. Любой важный вопрос возвращает нас к самому началу — нашим ответам на три важных вопроса: Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Ответы на эти вопросы, предлагаемые христианством, радикально отличаются от ответов, предлагаемых людьми, стоящими на позиции секуляризма.

Однажды сын спросил, как я отношусь к тому, что мэр города — лесбиянка и активная участница движения за права гомосексуалистов. Этот вопрос потянул за собой целый ворох других, обозначив четкую границу между моим мировоззрением и той моралью, с которой мой сын сталкивается ежеминутно.

Сначала я сказал, что, признавая определенные административные способности мэра, я, тем не менее, уверен, что ее позиция в сексуальном вопросе ошибочна, а ее собственный выбор в этой сфере неизбежно повлияет на ее личность, а в результате будет иметь социальные последствия.

«Но ведь она не виновата в своем сексуальном выборе, — сказал сын, — и она имеет право определять свою личную жизнь».

Разговор быстро приобрел сострадательный оттенок. Нужно ли сочувствовать этой женщине в ее сексуальном выборе или следует предупредить ее об опасностях, ожидающих ее на этом пути? В чем же заключаются эти опасности, если они вообще есть?

Я понял, что должен начать с самого начала, с самых принципиальных понятий. Я хотел разъяснить сыну, что расхождение во мнениях по этим вопросам зависит от того, как мы представляем себе происхождение мира. Сотворен ли мир Богом, или он появился в результате взаимодействия случайных факторов? Если люди сотворены Богом, значит Он знает, что нужно для их блага. Если же мир возник случайно, тогда гетеросексуальность и гомосексуальность имеют лишь то значение, которое им придают люди. В этом случае мы можем относиться к ним положительно или отрицательно по своему выбору.

Я еще раз сказал сыну, что верю в то, что нас создал Бог, что Он знает, в чем мы нуждаемся, а в Библии нам указан самый оптимальный путь жизни. Отсюда вытекал вопрос о сущности Писания, о том, что оно конкретно говорит о сущности Бога, какое место занимает во всем Иисус и т. д. Начав с рассуждения о судьбе активистки движения сексуальных меньшинств, мы закончили разговором… обо всем.

Я уверен, что каждый родитель может вспомнить схожий случай, когда какое-то телешоу или эстрадная песня, или отрывок программы новостей, или какое-то школьное происшествие провоцировали вопрос, за которым тянулась целая вереница других.

Несколько десятилетий Чак Колсон отвечает на такие вопросы, потому что обладает замечательным даром строить свои ответы на прочном, как скала, фундаменте христианской веры. Он умеет направить ход разговора к самым основам. Он — прекрасный рассказчик, открывающий в обычных житейских эпизодах эхо великой истины.

Настоящая книга, излагая мысли Чака Колсона в форме вопросов и ответов, помогает родителям и воспитателям, положив христианскую веру в основание методики воспитания и обучения, с толком отвечать на вопросы подростков. Формулировка вопросов в этой книге максимально приближена к речевому стилю подростков; вопросы сгруппированы тематически (Бог, Библия, наука, эволюция и т. д.) и по признаку преемственности, когда следующий вопрос вытекает из предыдущего. Хотя сто вопросов и ответов на них не могут охватить всех тем, интересующих подростков, в них все же отчетливо показана принципиальная сущностная разница между христианским и секулярным мировоззрением.

Эту книгу можно использовать по-разному, в том числе как пособие для подготовки к беседе с подростками. В этом случае она должна быть прочитана целиком. Я же предлагаю сосредоточиться на одном разделе, фокусируя внимание на перечне ключевых вопросов в его конце, и только потом переходить к следующему. Вы заметите, что основное внимание уделено глобальным вопросам, ибо они позволяют найти ключ к решению других важных жизненных проблем, интересующих подростка.

Эта книга может стать хорошей поддержкой в нашем ежедневном общении с Богом, когда, день за днем прочитывая по одному вопросу и ответу, вы начнете осмыслять эти ответы и делать объектом молитвы проблему общения с подростком. Так можно общаться с подростками, затрагивая самые абстрактные темы. Например, поговорить о том, что, поскольку Бог есть Творец всего, мы можем полностью доверять Ему во всем, потому что Он знает, что для нас хорошо, а что плохо. Или о том, что археологические находки, свидетельствующие об истинности Писания, укрепляют наше доверие к Библии в таких вопросах, как секс и мораль.

Можно также использовать эту книгу как справочное пособие при появлении конкретных вопросов. В оглавлении перечислены все вопросы, на которые книга дает ответы, так что нужную тематику найти можно без труда. Я надеюсь, что по мере взросления ваших детей облик этой книги тоже будет меняться: со временем она не будет уже выглядеть такой новенькой, как сейчас.

Кроме того, хотя книга предназначена для родителей и воспитателей, она, может быть, пригодится и самим подросткам. Если появится сложный вопрос, вы вместе с подростком можете найти в ней соответствующий ответ, а затем продолжить обсуждение проблемы. На страницах книги вы встретитесь с множеством полезных, познавательных и порой забавных фактов.

Я по опыту знаю, как тяжело бывает беседовать с сыном-подростком, и поэтому благодарен Чаку Колсону за помощь, которую получил, ознакомившись с его размышлениями на актуальнейшие жизненные темы. Апостол Павел призывает нас найти достойный ответ всякому, кто интересуется нашей верой. Это наставление касается каждого родителя. Мы сознаем свою ответственность, но для исполнения этой нелегкой обязанности нам нужны силы. Настоящая книга окажет нам в этом неоценимую помощь.

Если вы хотите глубже вникнуть в проблематику данной книги, познакомьтесь с более солидным печатным изданием Колсона под общим названием Как нам теперь жить?. В этом глубоком, содержательном труде показано, как христианское мировоззрение сосуществует с оппозиционными идеологиями, которые ежедневно воздействуют и на наших подростков, и на нас; как нам жить по-христиански и как изменять современную культуру. Если ваш подросток заинтересуется каким-то из этих вопросов, он может приобрести готовящееся к изданию учебное пособие из серии Как нам теперь жить?.

Гарольд Фикетт
Вашингтон, округ Колумбия

К началу страницы


Слово от автора

Гарольд Фикетт, сотрудничавший со мной при подготовке издания этой книги, поделился с вами своими впечатлениями о ней и рассказал, почему ему, отцу подростка, она так пригодилась. В этом он не одинок: такая книга нужна многим.

Несколько лет назад группа людей, принадлежавших к различным слоям общества, навела меня на мысль о создании чего-то подобного. Когда они говорили о сложностях общения с детьми в вопросах жизни и веры, я слушал их и задумывался, ибо чувствовал, что Бог привлекает мое внимание к этой проблеме.

Все началось с женщины, руководившей благотворительной школой при нашей церкви. Она спросила меня: «Что делать, когда моя дочь-школьница ставит меня перед этими трудными вопросами? Не могли бы вы посоветовать что-нибудь мне, чтобы я могла оградить дочь от покушений, которым каждый день подвергается ее вера в школе?». Подобный разговор состоялся у меня с дамой, с которой я летел в самолете. «Мистер Колсон, — сказала она, — вы делаете замечательные апологетические радиопрограммы BreakPoint. Не могли бы вы как-то упорядочить эту информацию, чтобы помочь нам защитить наших детей от вредного влияния идей современной культуры?». Наконец, однажды во время поездки в Шотландию несколько друзей-христиан, занимавшихся очень удачным издательским бизнесом, стали убеждать меня написать апологетическую книгу в помощь родителям, которые видят свою задачу в развитии у своих детей библейского взгляда на жизнь.

Постепенно я ясно ощутил в душе призыв начать работу в этом направлении: собрать все статьи и материалы из радиопрограмм BreakPoint и оформить их в виде книги, которая поможет родителям привить детям христианское мировоззрение. В этом плане книга может оказать помощь всем нам: дедушкам и бабушкам, молодым пасторам и консультантам, — то есть всем, кто хочет уметь отвечать на вопросы молодого поколения.

Такая информация весьма полезна и самим молодым людям. Подростки в христианских семьях сегодня остро ощущают беспрецедентную силу и активность, с которой мир атакует нашу веру даже в таких официально нейтральных местах, как государственные школы. Достаточно взглянуть на последний скандал в Канзасе, разразившийся в связи с вопросом об образовательном законодательстве. Комитет штата по вопросам образования прямо выступил против политики насильственного внедрения в национальном масштабе принципов, которые возводят теорию эволюции в еще более жесткую догму. Комитет решил предоставить местным школам возможность самим решать, преподавать или не преподавать глобальную концепцию эволюции. Тотчас же десятки истерических газетных статей завопили о религиозных предрассудках и бросились обвинять Комитет по образованию в пособничестве религиозным взглядам и изгнании науки из школы.

Но что происходит, когда в школах начинает проповедоваться идея естественного происхождения мира и утверждается, что все мы — продукт действия слепого случая? Некая дама, кажется, сотрудница «Тюремного Братства» (PF), познакомилась с этим поближе. Однажды ее шестилетний сын-первоклассник пришел домой из школы с вопросом: «Мама, кто врет — ты или учительница?». Его мать говорила ему, что Бог сотворил его с определенной целью, а учительница утверждала совершенно противоположное — что он — продукт бесстрастного и безликого эволюционного процесса. Этому маленькому мальчику хватило мудрости сообразить, что обе точки зрения не могут быть верными, и он постарался разобраться в этом — и это в первом классе!

Само собой разумеется, христианское мировоззрение находится под постоянным огнем критики со стороны попкультуры — главным образом, телевидения и кино. Телепрограммы типа Dawson’s Creek внушают подросткам, что они — не более чем скопления беснующихся гормонов. Фильм Pleasantville настоятельно убеждает, что свободный и ничем не ограниченный секс полезен для здоровья, повышает творческую активность, совершенствует интеллект и формирует внутренний мир (при этом ни слова не говорится о реальной истории сексуальной революции, принесшей нам СПИД, стремительный взлет уровня разводов, нежелательные беременности и другие социальные беды).

Родители не могут быть спокойны за своих детей даже в дни каникул. Если вы поведете своих детей в парк аттракционов «Мир будущего» во Флориде или в Смитсоновский институт в Вашингтоне (округ Колумбия), они увидят там учебные фильмы, красочно и выразительно представляющие эволюцию. Но в них ни слова не сказано ни о противоположной точке зрения, ни о научных дебатах, оспаривающих известную дарвиновскую концепцию.

Пройдитесь по улицам и загляните в художественные музеи, где вы увидите еще более отвратительные свидетельства ненависти к христианству. Элитарная художественная культура охотно сует нас в традиционную религию и мораль. С древнейших времен до наших дней искусство соглашается с христианским взглядом на себя как на выразителя высоких идеалов истины, добра и красоты. Но не более. На одной из недавних выставок в Бруклинском Художественном музее в Нью-Йорке был выставлено изображение Девы Марии, «украшенное» слоновьими фекалиями в раме из фотографий половых органов человека. Искусство деградировало настолько, что стало политическим оружием, нацеленным на возбуждение плотских инстинктов у среднего класса.

Если мы хотим подготовить своих детей, чтобы они могли принять этот вызов и включиться в бой с подобными проявлениями поп-культуры, мы, родители, должны научиться по-христиански осмыслять все проявления нашей жизни. Мы не можем дать нашим детям то, чего нет у нас самих. Для этого нужны мудрость и проницательность, я сам недавно убедился в этом. Как-то моя жена Пэтти, вернувшись с библейских занятий, рассказала мне, что услышала там от одной из мам. Тринадцатилетний сын этой женщины получил плохую оценку за ответ в еженедельном тесте по естественным наукам. На вопрос «Как появилась земля?» Тим ответил: «Бог создал ее» и получил свою работу с большим восклицательным знаком через всю страницу и неудовлетворительной оценкой. «Правильным», по мнению учителя, был ответ: «Земля — результат большого взрыва».

Женщины в группе изучения Библии посоветовали матери Тима пойти в класс и показать учительнице Библию. «Здесь же вот, в первой главе Книги Бытие говорится, что Бог сотворил небо и землю», — настаивали они.

Услышав это, я сразу позвонил матери Тима и предостерег ее, сказав, чтобы она ни в коем случае не ходила в школу и не цитировала учительнице Книгу Бытие.

Она была шокирована моими словами: «Но ведь в Библии сказано…».

«Мы, верующие, уверены в богодухновенности и авторитете Писания, — объяснил я ей, — но учительница не станет этого даже слушать. Она скажет: «„Это религия, а я обучаю науке“». Вам следует поступить по-другому: привести научные доказательства того, что теория большого взрыва фактически подтверждает христианскую точку зрения».

В школьном курсе естественных наук мы должны поднимать такие вопросы: «Что было до большого взрыва? Что было его причиной?» Если в результате большого взрыва возникла вселенная, тогда его причина должна находиться вне этой вселенной. Дело в том, что теория большого взрыва оказывает радикальную поддержку библейскому учению в том смысле, что вселенная имела свое начало, что пространство, материя и время конечны. Вопреки мнению учительницы Тима, эта теория не только не противоречит библейскому учению, но фактически создает изначальные предпосылки для веры.

В таких конфликтных обстоятельствах очень важно подчеркивать мысль, что христианство не противоречит науке. Если мы будем только цитировать Библию, мы никогда не сможем разрушить известный отрицательный стереотипный портрет христиан, карикатурное изображение верующих как тупых догматиков, подобных персонажам пьесы «Пожнешь бурю». Мы не должны противопоставлять науку религии, но должны противопоставлять плохую науку хорошей.

Вспомним, что не только наше поколение обеспокоено судьбой детей, испытывающих разлагающее влияние современной культуры. Вы, возможно, удивитесь, узнав, что первых американских поселенцев тоже очень волновали судьбы их детей. Прежде чем выходцы из Англии достигли берегов Нового Света, они уже добились права эмигрировать в Данию по религиозным убеждениям. Там им вновь пришлось повышать свои нравственные требования, чтобы противостоять развращающему влиянию голландской культуры и нравов на их детей. Как пишет в своих дневниках духовный наставник первых переселенцев, прибывших в Америку на корабле «Мэй Флауэр» Уильям Брэдфорд, английские дети попали под влияние «чрезвычайно распущенной молодежи той страны» и увлеклись дурными примерами. Некоторые даже оставляли свои семьи, чтобы вести беспорядочную жизнь «к великому огорчению своих родителей и бесчестию Бога». В таких обстоятельствах наилучшим выходом представлялась эмиграция в Америку, удаленную от европейского растления.

У многих из нас нет возможности укрыть своих детей, увезти их в девственно-чистые места. Поэтому я и решил написать книгу, которая поможет вам приблизиться к сложнейшим вопросам нашей жизни с христианских позиций.

Вы можете пользоваться ею, сидя за столом с детьми, в часы послеобеденного чтения. Остановитесь на нескольких вопросах и ответах и проработайте их, чтобы дети с вашей помощью усвоили их смысл. Можно прочитать один вопрос за завтраком и затем обсудить его в машине по дороге в школу. Или, если подросток озадачивает вас неожиданным сложным вопросом, вы можете, просмотрев содержание, найти нужный ответ.

Ветхий Завет учит нас не только сохранять в сердце слова Бога, но и наставляет нас: «…и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь…» (Втор. 11:19). На современном языке это звучало бы так: «…когда идешь с ними на футбольную тренировку, когда смотришь видео или когда сидишь вместе за обедом».

Я молюсь о том, чтобы эта книга стала для верующих родителей орудием, которое так необходимо им чтобы воспитать в молодом поколении библейское мышление. Только при этом условии оно будет способно создать подлинно христианскую культуру.

Чак Колсон
Вашингтон, округ Колумбия

К началу страницы


<< Оглавление   |   Глава 1 >>