Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 1. Вера и важнейшие вопросы жизни


Глава 1
Есть ли Бог, и можем ли мы познать Его?

Бог и современное мышление

Вопрос 1: Имеет ли жизнь смысл? Иногда все кажется таким бессмысленным
Вопрос 2: Но как я могу знать и любить Бога, если я не уверен, что Он существует? Есть ли Бог на самом деле?
Вопрос 3: Может быть, люди придумали Бога потому, что Он нужен им, потому, что они нуждаются в том, чтобы кто-то заботился о них?
Вопрос 4: Почему существует вселенная?
Вопрос 5: Кто сотворил Бога?
Вопрос 6: Почему Бог не открывает Себя, чтобы все увидели Его?
Вопрос 7: Если все это правда, то почему так много неверующих?
Краткий обзор ключевых пунктов


ВОПРОС 1: Имеет ли жизнь смысл? Иногда все кажется таким бессмысленным.

Этот вопрос кого угодно может привести в замешательство, особенно, если его задают собственные дети. И тогда нам очень хочется отмахнуться от него. «Ну о чем ты говоришь!» — пытаемся мы пресечь такой разговор в самом начале. Мы интуитивно чувствуем, что эта тема заведет нас в сферы, где мы будем откровенно «плавать».

Этот вопрос ставит в тупик не только родителей. Когда однажды президент Клинтон выступал перед аудиторией MTV, зал внезапно и резко напрягся. Восемнадцатилетняя Далия Швейцер встала и сказала: «Мне кажется, что недавнее самоубийство певца Курта Кобейна показало внутреннюю пустоту, которую ощущает большая часть нашего поколения. Как вы собираетесь… разъяснять молодежи проблему важности человеческой жизни?».

Великий вопрос. С захватывающей дух смелостью эта девочка-подросток подняла один из глубочайших вопросов человеческого бытия.

Президент на мгновение смешался. Как комментирует New York Times, президент не был готов к решению такой проблемы. Да и как он мог ее решить? Сложнейшие жизненные проблемы невозможно разрешить очередным законодательным биллем.

Ответ президента был очередной банальной сентенцией, высказанной в понимающе-сочувственном тоне, характерном для нашей культуры, склонной сглаживать острые углы. Совсем не обязательно задумываться над смыслом жизни, сказал президент, нужно просто научиться испытывать положительные эмоции. Современному молодому человеку нужно ощущать, что он действительно кому-то нужен в этом мире. Клинтон посоветовал молодым людям отгонять мысли о самоубийстве и помнить о том, что «завтра всегда может быть лучше, чем сегодня». Это был очевидный перефраз известной сентенции Скарлет О’ Хара из романа Унесенные ветром.

Но смысл жизни невозможно свести к позитивной самооценке. Ведь Курт Кобейн в поисках приятных ощущений употреблял наркотики. Очевидно, чтобы жить — такой самооценки недостаточно. И смерть Кобейна, и вопрос Далии говорят о том, что идеи современной культуры не удовлетворяют глубочайших потребностей человека.

Поэтому когда дети подходят к нам с такими вопросами, мы обязаны отнестись к ним с полной серьезностью: это может стать началом подлинно религиозного разговора. Если наши подростки воспитывались в церкви, даже если они признали Христа своим Господом и Спасителем, диалог, в котором младший спрашивает, а зрелый отвечает, может послужить толчком к дальнейшему духовному росту, к развитию подлинно христианского мышления.

Ни один человек, будь то мужчина или женщина, мальчик или девочка, не может долго жить без цели, без понимания конечного смысла жизни. Позвольте рассказать вам историю о том, на какие ухищрения пускаются люди, чтобы придать хоть какой-то смысл своему пустому существованию.

Лэрри Уолтерз, 33-летний шофер грузовика, живет в небольшом поселке в окрестностях Лос-Анджелеса, рядом с аэропортом. Каждую субботу он проводил утро, сидя в шезлонге на своем маленьком, заднем дворике, огороженном железным забором, там он грелся на солнце и потягивал очередную банку пива (за день он выпивал шесть).

Однообразие или, возможно, пустота подталкивали Лэрри к поискам чего-то новенького. Однажды ему пришла идея (я подозреваю, после второй банки пива из шести) привязать к своему креслу несколько баллонов, которыми пользуются метеорологи, чтобы подняться на сотню футов, пролететь над поселком и с высоты помахать рукой соседям. Он купил сорок пять метеобаллонов, накачал их гелием и принес домой.

Соседи, пришедшие посмотреть на необычное зрелище, держали кресло, пока Ларри привязывал к нему все сорок пять баллонов. Вооружившись 18-дюймовой винтовкой, чтобы продырявить несколько баллонов в случае, если «снаряд» поднимется на высоту более ста футов, прихватив пачку орехового масла, бутерброды и традиционную упаковку пива, экспериментатор крикнул соседям: «Отпускайте!».

Он поднялся не на сто, а на одиннадцать тысяч футов над землей! Он так ни разу не выстрелил по баллонам, оттого что прирос к креслу, вцепившись в него руками! Сперва его заметил дежурный диспетчер фирмы Континентальные Авиалинии, сообщивший, что кто-то в кресле только что пролетел над соседней высоковольтной вышкой. Дежурному было приказано немедленно сообщить о приземлении неизвестного объекта. В течение четырех часов (это реальная история!) Международный аэропорт был вынужден отменять все посадки самолетов из-за того, что Лэрри Уолтерз висел в трех с лишним километрах над взлетно-посадочной полосой.

Были высланы вертолеты и мобилизованы все спасательные авиасредства, и наконец его благополучно препроводили на землю. Его приземление, состоявшееся уже в сумерки, показали по телевидению: сирены, полицейские машины с мигалками, толпы репортеров кино- и телеоператоров с камерами, прорывающиеся к человеку, который совершил посадку на садовом кресле.

Тыкая в лицо Ларри микрофоны, репортеры спрашивали: «Вам было страшно?». Округлившиеся от страха глаза Лэрри стали как блюдца: «Ага».

— Вы хотели бы повторить?

— Не.

— Почему вы это сделали?

— Нельзя же все время сидеть просто так, — ответил Лэрри.

Что-то подсказывает нам, что жизнь — это не только бессмысленное растительное существование; что-то заставляет нас искать смысл в жизни, и иногда мы проявляем невероятную изобретательность, пытаясь его выдумать.

Действительно, нельзя все время сидеть просто так.

Люди не могут жить без цели. Писание учит нас, что мы созданы для того, чтобы познавать Бога и возвращать Его любовь — в этом суть и смысл всякого разумного человеческого бытия. Сотворенные по образу Бога (см.: Быт. 1:26–27), мы подсознательно ощущаем истину о самих себе, даже когда не можем объяснить ее. Потребность поиска смысла жизни настолько сильна в нас, что даже люди, отвернувшиеся от Бога, непременно обращаются к чему-то иному, чтобы только придать своей жизни смысл, определить ее цель (см.: Рим. 1:18–22).

Ты создал нас для Себя, и наши сердца не успокоятся, пока не найдут мир в Тебе.

Св. Августин,
Исповедь

Эта цель обозначена в первых главах Книги Бытие, а в последующих главах раскрывается смысл нашего ежедневного труда и всякой иной деятельности: нам доверено обрабатывать землю, давать имена всем животным (это продолжается и сегодня, когда человек открывает новые виды живых существ), быть управителями всего творения Божьего, «соработниками» (или партнерами) Бога в разумном обращении с земными ресурсами. Наша задача состоит в том, чтобы активно осуществлять великий созидательный замысел Творца. Добросовестно исполняя свой труд, мы славим Бога и возносим Ему хвалу. Понимание Божьего замысла поддерживает нас и на вершине триумфа, и в бездне трагедии, и в отчаянии, и в разочаровании, и в величайшей радости. В нашей жизни есть цель: восславлять Господа.

И когда подросток спрашивает у вас, есть ли смысл в жизни, отвечайте без колебаний: «Есть! Познавать Бога и возвращать Его любовь!» (или, согласно Краткому Вестминстерскому катехизису, — «прославлять Бога и обретать в Нем вечную радость»). После этого начните разговор о том, как именно современный молодой человек может увидеть в этом цель своей жизни.

Такой вопрос нередко провоцирует ссору подростков с близким другом (подругой). Побеседуйте с ним о том, насколько взаимоотношения людей способствуют или препятствуют отношениям между нами и Богом. В чем их высший смысл? Ведь отношения между людьми, как и все остальное, имеют смысл при условии, что мы осознаем истинную цель нашей жизни. Если же мы не понимаем сути своего предназначения, частные цели обязательно будут искажаться нашим сознанием, приобретая или неоправданно большое, или неоправданно малое значение.

К началу страницы


ВОПРОС 2: Но как я могу знать и любить Бога, если я не уверен, что Он существует? Есть ли Бог на самом деле?

Это очень серьезный вопрос, и мы рассмотрим его в нескольких аспектах. Во-первых, Писание учит, что Бог открывает Себя столь явно, что только безумец может отрицать Его существование (см.: Пс. 13:1; Рим. 1:20). Библия говорит, что мы убеждаемся в реальности Бога, во-первых, посредством свидетельства творения и, во-вторых, свидетельства нашей совести, ибо мы сотворены по образу Бога.

В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они [люди, взбунтовавшиеся против Бога] безответны» (Рим. 1:20).

Вся Библия, включая и Ветхий, и Новый Заветы, перекликается с этим утверждением Павла, которое в философском контексте считается аргументом «от начала», доказывающим реальность Бога. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Христос напоминает нам о том, как Бог заботится о птицах и полевых лилиях. Все, видимое нами, свидетельствует о реальности невидимого.

В том же отрывке из Послания к Римлянам апостол Павел говорит: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им [то есть людям, отвернувшимся от Бога]. <…> Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:19; 21).

Павел ссылается на фундаментальное библейское понятие, уходящее корнями в Книгу Бытие. Человек сотворен по образу Бога. Другими словами, Бог, создав нас, сделал нас своим отражением, чтобы мы, как Его творения, сохранили в себе определенные качества своего Творца. Он одарил нас свободой выбора, разумом, способностью к творчеству и целенаправленному труду, Он вложил в нас потребность общения — Он даровал нам все это и многое другое, чтобы мы отражали в себе своего Творца. Поэтому даже без всякого научения мы интуитивно ощущаем, что Бог есть.

Канадский миссионер Дон Ричардсон, несколько лет занимавшийся изучением верований в условиях различных культур, установил, что все древние племена верили в существование некоего высшего существа. Эта вера имела разнообразные формы, однако убежденность в реальности того или иного бога была повсеместной. Д. Ричардсон также

узнал множество историй о людях, приходивших из самых отдаленных мест, чтобы услышать миссионерскую проповедь. Услышав Евангелие Христа впервые, они говорили: «Я всегда искал вот такого [Бога]».

Одно из самых ярких свидетельств того, что нам открыта истина о Боге, приведено в моей книге Тело, где я рассказываю о моем друге Ирине Ратушинской. Ирина была советской диссиденткой, приговоренной к пятилетнему заключению в ГУЛАГе. Там она сочинила и запомнила триста стихотворений, которые после ее освобождения были опубликованы и стали известны всему миру. В своей автобиографической книге Серый цвет надежды она подробно описала свою жизнь и заключение.

Родители и учителя Ирины были атеистами. Однажды, когда ей было девять лет, после очередного урока атеизма в школе и дома она стала рассуждать: «Родители говорят, что никаких духов нет, что домовых тоже нет. Но об этом они сказали только раз. А вот о том, что нет Бога, они говорят каждую неделю. Нет, Бог обязательно должен быть». Она догадалась, что если бы Бога не было, они не выступали бы против Него с таким рвением.

Она начала читать книги великих русских писателей Пушкина, Толстого, Достоевского, в которых присутствуют евангельские идеи, и благодаря чтению уверовала.

Через много лет в ГУЛАГе тюремные власти пытались уморить ее, заключив в промерзлую камеру, где зажатая между ледяными стенками она с невероятной остротой ощутила, что люди во всем мире молятся за нее. Так оно и было. Группа верующих, молившихся за христиан в тюрьмах, членом которой был и я, непрестанно по цепочке возносили молитву за Ирину, и она как-то знала об этом.

В каких бы сложных и затруднительных обстоятельствах ни находились люди, даже в самом безбожном, самом языческом окружении, они всегда знают, что Бог есть. Мой собственный опыт свидетельствует об этом. Задолго до моего обращения, когда я посещал церковь время от времени, и она значила для меня весьма немного, я как-то отправился в плавание вместе с шестилетним сыном. Помню, как с моих губ сорвалось: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты дал мне это дитя». Я еще не знал Бога, но что-то внутри меня подсказало, что я должен благодарить Его за сына.

Незадолго до смерти Бертран Рассел, убежденный атеист и автор книги Почему я не христианин, послал письмо другу, в котором написал о себе: «В человеке что-то неизменно принадлежит Богу, а мой отказ присоединиться к какому-нибудь земному сообществу только подтверждает мое внутреннее знание того, что какой-то бог все-таки существует. Меня неукротимо влечет к себе этот мир и все, что в нем, и все же… для чего все это? Должно быть что-то более высокое, более значительное, думаю я, хотя и не верю, что оно есть».

В этом Бог. Мы знаем это, хотя и не признаем Его.

Несокрушимая истинность существования Бога особенно сильно проявляется в человеческой совести: совесть — самое выразительное свидетельство присутствия в нас образа Творца. Апостол Павел говорит, что закон Бога, записанный в наших сердцах, оправдывает или осуждает наши конкретные поступки (см.: Рим. 2:14–15).

Лет пять-шесть назад преподаватель обратился к студентам с вопросом: «Если некто поднимет с земли тысячедолларовую банкноту и вернет ее владельцу, правильно ли он поступит?». Все ответили утвердительно. Преподаватель продолжал: «Скажем, вы голодны, у вас голодные дети, вы находите тысячу долларов и возвращаете их владельцу. Верно ли вы поступаете?». Опять все студенты сказали «да». Следующий вопрос: «А если эти деньги потерял наркоторговец, получивший их путем махинаций, — тогда как?». Оказывается, и в этом случае критерий остается прежним.

Откуда мы это знаем?

К. С. Льюис, ученый-богослов из Оксфорда, один из величайших умов XX века, был некогда атеистом, поставившим задачей жизни во что бы то ни стало доказать, что Бога нет. А стал он глубоко верующим и активным христианином. В своей книге Просто христианство Льюис пишет, что ощущение хорошего и дурного — некая «порядочность» — свойственны всем без исключения. Откуда исходит это понимание? Конечно, не от биологии, генетики или философии — оно исходит от Бога, подобием Которого мы являемся.

Льюис употребляет термин Дao, взятый из восточных религий, означающий, что вселенское чувство различения добра и зла свойственно всем человеческим существам. Он доказывает, что такое универсальное явление, как совесть, свидетельствует о Боге-Законодателе, Который вложил в нас это безотчетное чувство истины.

Поэтому когда ваши дети спрашивают, есть ли Бог, откройте им исторические факты и расскажите им о единодушии, с которым великие люди присоединяют свои голоса к голосу творения и совести, утверждающему: да, Бог, несомненно, существует.

К началу страницы


ВОПРОС 3: Может быть, люди придумали Бога потому, что Он нужен им, потому, что они нуждаются в том, чтобы кто-то заботился о них?

Иногда дети говорят нам: «Не толкуй мне о Библии. Конечно, там сказано, что Бог есть. А что, если Его придумали люди, потому что им это нужно?». Если ваши дети хватаются за этот аргумент против существования Бога, знайте, что они попали под влияние мощного интеллектуального течения, процветающего последние 200 лет.

Известный немецкий философ Людвиг Фейербах утверждал, что Бог сотворен по подобию человека, ибо Он есть творение человеческого разума. Ему вторил Зигмунд Фрейд, сказавший: «Можно тысячу раз опровергать религиозную догму, но если человек нуждается в ней, он каждый раз будет с ней соглашаться».

Неужели религия — всего лишь психологическая подпорка, костыль для немощных и слабых?

Давайте рассмотрим природу и сущность Бога, Которого открывает нам Библия. Если бы мы сами придумали себе Бога, то впору задаться вопросом, почему мы сотворили Его таким требовательным и бескомпромиссным, имеющим столь жесткие критерии праведности, служения другим и самопожертвования, каким Его представляет Библия? Неужели представители набожной религиозной элиты Нового Завета сотворили бы Бога, осуждавшего их собственное лицемерие? Неужели преданный ученик придумал бы Мессию, призывавшего Своих последователей продать все, раздать средства нищим и следовать за Ним к своей смерти? Скептик, убежденный в том, что библейские авторы придумали Бога ради психологической необходимости, никогда внимательно не читал Священного Писания. Возможно, такой скептик — прекрасный знаток учений Новой Эры (New Age), но библейского учения он так и не понял.

Если бы Бог был нам нужен для поддержки в духовных поисках, мы бы не создали Его тем, Кто повел Мать Терезу в трущобы Калькутты, повелев ей подбирать там умирающих, чтобы они могли умереть достойно, зная, что их любят.

Мы бы изобрели для себя другого бога — бога-экстрасенса, который предсказывал бы наше будущее, кому можно было бы подавать прошения или кого можно было бы подкупить молитвой или хвалебными песнопениями, который бы не судил нас, а смотрел бы сквозь пальцы на наш эгоизм и похоти. Мы бы придумали бога Новой Эры.

Но иудейско-христианский Бог — Тот, Кто требует от нас многого, и более всего — чтобы мы смотрели в лицо реальности, а не бежали от нее.

К началу страницы


ВОПРОС 4: Почему существует вселенная?

В сущности этот вопрос также касается существования Бога. Известный теолог и апологет Фрэнсис Шэффер говорил, что самый главный вопрос звучит так: почему есть что-то вместо ничего? Почему вообще есть что-то?

Веками люди пытались ответить на этот вопрос. Поразительно, что величайшие умы человечества смогли дать на него лишь четыре варианта ответа. На любой, даже самый трудный вопрос всегда найдется хотя бы несколько ответов:

Во-первых, вселенная иллюзорна. Это значит, что нас вообще здесь нет. То, что мы видим вне себя, есть просто громадная картина, нарисованная кем-то на экране. Там просто ничего нет. Это лишь идея некоего разума, точно так же, как вы или я можем быть идеей в чьем-то разуме.

Во-вторых, вселенная сотворила сама себя. Вначале не было ничего, а затем ничто стало всем.

В-третьих, вселенная существовала всегда; она вечна. Эта идея сегодня наиболее популярна во всех частях света. Карл Саган стал известен своими видеосериалами и книгой Космос, в которой он излагает учение о космосе, который «всегда был и всегда будет». Вот оно что! Космос (не случайно сегодня многие люди обращаются к поклонению земле: если земля была всегда, то она достойна называться нашим богом по причине своей вечной сущности).

В-четвертых, какая-то предвечная сила за пределами вселенной или космоса — то есть Бог — создала все мироздание.

Первая теория об иллюзорности вселенной может представлять интерес как некое философское измышление, однако никто, кроме философов, способных принести в жерт-ву спору здравый смысл, не относится к ней серьезно. Как интеллектуальная модель разумного бытия философская теория, объявляющая акт творения иллюзией, совершенно неприемлема и нежизнеспособна.

В эпоху Просвещения группа французских мыслителей, называемых энциклопедистами (во главе с Дидро и Д’Аламбером) выдвинули теорию о самосотворении вселенной. Но в этой концепции есть два слабых места.

Закон причинности говорит, что сам факт существования чего-то свидетельствует о наличии силы, сотворившей его. Если мы случайно натолкнемся на дом, стоящий посреди поля, мы можем быть уверены, что когда-то кто-то его построил.

Другая проблема, возможно, более серьезная, связана с «законом непротиворечия», согласно которому апельсин не может быть апельсином и стальной балкой одновременно. Он также не может быть одновременно самим собой и причиной своего существования — как дом не может быть домом и своим строителем. Если энциклопедисты правы, то вселенная есть одновременно не только то, что она есть, но и сила, ее самое создавшая, то есть она совмещает в себе два совершенно противоположных феномена. Эта теория была впоследствии отвергнута.

Некоторые до сих пор пытаются утверждать, что еще до возникновения вселенной посреди пустоты благодаря случайности появилось нечто. Итак, согласно этой теории, благодаря феномену случайности как неотъемлемого свойства вселенной, возникло то, частью чего стал сам феномен случайности. Но возможно ли такое? Получается, что мы наделяем чисто математическую концепцию свойствами, присущими исключительно Богу-Творцу. Эта теория ничего не проясняет, и ее сторонники строят свои отношения с ней скорее на слепой вере, чем на библейском мышлении!

Большинство современных людей, отказавшихся от этой точки зрения, предпочли третий вариант ответа: вселенная есть все, что мы видим, а следовательно, то, что есть, и то, что всегда будет. Космос вечен. Однако это учение влечет за собой еще одну существенную проблему, которую я назвал «интеллектуальной капитуляцией».

Так как многие люди не хотят признать существование первопричины, они говорят, что нашему познанию доступно только то, что доступно нашему зрению. Однако сам характер вселенной опровергает это мнение.

Можно было бы говорить о вечной природе и вечном существовании вселенной, если бы в ее пределах можно было обнаружить нечто действительно вечное в своей сущности. Но во вселенной ничего такого нет (за исключением, может быть, области квантовой физики), нет ничего безусловного и ни от чего не зависимого.

Всю свою жизнь Карл Саган пытался опровергнуть этот аргумент тем, что целое может быть больше суммы его частей. Да, конечно, целое может быть больше, чем сумма частей, но оно не может быть разнородным. В этом кроется главный недостаток теории Сагана — доминанты в концепции современных безбожников. Во вселенной нет ничего вечного и предварительно существовавшего. Сама вселенная громко заявляет о своей зависимости от чего-то или кого-то.

Самым разумным представляется четвертый вариант ответа на ваш вопрос: вселенная существует потому, что предвечный, всегда существовавший Кто-то — Бог — создал ее. Не люди сотворили Бога; Бог создал мир и нас.

Являются ли эти аргументы достаточными доказательствами существования Бога? Возможно, да, но не так непосредственно, как 2 + 2 = 4, однако их вполне достаточно, чтобы согласиться с концепцией существования Бога как самым разумным вариантом из всех предлагаемых ответов.

Признание существования Бога не тождественно познанию Бога, однако самым замечательным доказательством истинности этой концепции является живущее в нас желание «славить Бога и обретать в Нем вечную радость». Нужно разъяснять детям, что вера в Бога — явление вполне рациональное и современное, и тем самым поддерживать их интерес к познанию Его.

К началу страницы


ВОПРОС 5: Кто сотворил Бога?

Вы еще не слышали такого от своего подростка? А на этом вопросе стоит остановиться: здесь начинается еще одна тема — разговор о природе Бога, о том, почему Он такой.

В XI веке священник Ансельм Кентерберийский сказал: «Бог есть существо, превосходящее Своим величием всякую мыслимую реальность». Это утверждение основано на так называемой онтологической концепции реальности Бога — теории, которая исследует свойства существующих вещей и явлений. Если невозможно вообразить себе кого-то или что-то более великое, чем Бог, значит Бога никто не мог сотворить, ибо Творец всегда больше и могущественнее Своего творения. Поэтому идею Бога можно считать логическим завершением наших рассуждений.

Декарт, философ начала XVII века, весьма влиятельная фигура начинавшегося века Разума, рассуждал, что идея Бога могла прийти только от Него самого: наш разум не смог бы осилить ее, если бы Он не даровал нам способность ее постичь.

Наверное, лучше всего можно понять эту позицию, взглянув от обратного. Один из самых выдающихся умов западного мира Джонатан Эдвардс, первый ректор Принстонского университета, всегда предпочитал обращаться к антитезе любого аргумента. Он говорил, что нельзя придумать пустоту. «Пустота есть то, что снится спящим скалам», — говорил он. Другими словами, неопровержимый факт бытия заставляет нас размышлять об источниках происхождения всего сущего, что, как мы убедились, неизменно приводит нас к Богу.

Я бы выразил свою мысль так: нам, людям не свойственно размышлять о несуществующем. Высший предел наших помыслов — Бог. Возможно, мы еще не знаем Бога, но мы знаем, что Он существует. Поскольку мы сами существуем, мы должны понимать (согласно универсальному закону причинности), что не могли бы существовать, если бы что-то или кто-то не создал нас.

К началу страницы


ВОПРОС 6: Почему Бог не открывает Себя, чтобы все увидели Его?

Однажды, ведя практикум вопросов и ответов, я выступал перед университетской аудиторией, когда вдруг профессор философии встал и сказал: «Если Бог существует, пусть Он совершит чудо прямо сейчас, и тогда я поверю в Него».

В ответ я привел два аргумента. Во-первых, я рассказал об искушении Иисуса в пустыне, где сатана, поставив Его на крыло храма, уговаривал Его: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз», чтобы ангелы спасли Тебя. На это Иисус ответил: «…написано… „не искушай Господа Бога твоего“» (Мф. 4:5–7). Бог не нуждается в том, чтобы творить чудеса, являть Свою мудрость или доказывать Свое существование кому бы-то ни было. Он неподвластен нам; Он не был бы Богом в полном смысле этого слова, если бы по нашему желанию прыгал с храма и исполнял наши требования.

Далее я сказал, что, если кто-то хочет видеть чудо, пусть посмотрит на меня. Если бы кто-нибудь знал, что творилось в моем сердце до обращения, он бы воскликнул: «Вот оно, чудо!». Миллионы верующих всех веков и всех слоев общества могли бы назвать чудом историю своего обращения к Богу.

Люди всегда задавались вопросом: почему Бог не обнаружит Себя в каком-нибудь потрясающем явлении? В дни Иисуса иудеи ожидали Мессию на коне, в царских одеждах и блистающем окружении.

Но каждый год в Рождество Бог Сам отвечает на этот вопрос. Его преобразующая сила явлена нам в Его Сыне, Иисусе Христе, Который пришел в мир не как коронованный Царь, а как слабое дитя, родившееся в окружении простонародья в хлеву, где стоял запах скотины. Христос вошел в наш мир очень тихо и незаметно, родившись в одном из самых глухих уголков мира, где был положен в ясли, из которых кормили скот, — Он пришел не под звук фанфар и шелест знамен, а в уничижении, которое, казалось бы, совершенно не вязалось со славой Сына Божьего. Позже Иисус совершал чудеса, свидетельствовавшие о Его великой миссии, но величайшим из всех Божьих чудес был Его добровольный отказ от небесной славы и полное уподобление Себя нам, грешным людям. К. С. Льюис сказал: «Главное чудо для христиан — факт Воплощения. Сказано, что Бог стал человеком. Любое другое чудо может быть лишь предпосылкой, иллюстрацией или следствием этого главного».

Став человеком, Бог избрал совершенный путь, чтобы привлечь к себе человечество, восстановить взаимоотношения с ним. Нельзя не уверовать в Бога, когда Он явлен в истории. Но до этого момента Бог проявляет неизменное уважение к человеческой свободе, не омрачая ее никаким принуждением, а только приглашая к Себе, — не видим ли мы в этом превосходящую разумение силу откровения, перед которым все мы должны пасть ниц в глубочайшем смирении. Чтобы посрамить сильное и мудрое (см.: 1 Кор. 1:27), Он избрал самое неразумное и слабое в этом мире, «немудрое мира», невзрачное и отверженное. Бог не открывает Себя явно, потому что Он есть Бог любящий, и Он желает, чтобы мы любили Его. Он дает нам возможность веры, не выставляя напоказ Свое могущество в совершении чудес, а даруя Себя во Христе.

К началу страницы


ВОПРОС 7: Если все это правда, то почему так много неверующих?

Наше демократическое общество нередко внушает детям, что истина — плод общественного мнения, а если что-то непопулярно, значит в этом нет истины. Отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие раздела, надо сразу отметить, что истина нередко идет вразрез с общественным мнением. К примеру, земля представляется кому-то плоской, а на самом деле она — шар. Таким образом, то, что кажется истинным большинству людей, — в данном случае это всеобщая картина мира до Коперника — на самом деле отнюдь не истина.

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». <…> Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

Пс. 13:1–2

Атеизм, или отказ верить в Бога, почти всегда базируется на моральном противостоянии вере в существование Бога. За последние несколько лет я встретил лишь несколько человек, оспаривавших реальность Бога в сфере чистой теории. Таких немного. Большинство аргументов носили моральный характер.

Философ Мортимер Адлер, один из основателей серии Великие Книги и один из величайших людей нашего времени, очень поздно пришел к христианству. Иудей по рождению, он, по собственному признанию, «несколько раз был на грани принятия христианства». Что же мешало его обращению? Он писал: «Тому, кто обращается к вере в результате сознательного волевого акта, следует хорошо подготовиться к истинно христианской жизни. Вы спрашиваете себя: „Готов ли я расстаться со всеми слабостями и пороками моей плоти?“». Адлеру потребовалось немало времени, чтобы почувствовать свою готовность к принятию христианства, ибо он осознавал огромную пропасть между разумом и сердцем. Он пережил ужасные душевные муки, потому что, соглашаясь с реальностью Бога, никак не мог принять требований христианской этики. После шести лет колебаний и сомнений он принес свою жертву Христу, и сегодня он верно служит Ему. Адлер понял, что Божья истина выше наших предрассудков. Я знал и видел сотни, если не тысячи, таких же случаев.

Однажды мне пришлось спорить с известной атеисткой Мэдлин Мюррей О’ Хейр. Это было довольно колоритное зрелище: моя оппонентка вела себя крайне невыдержанно и агрессивно даже после окончания нашего спора. Я попытался поговорить с ней по-доброму и спросил: «Скажите, почему вы так неистово сражаетесь с тем, чего, по-вашему, нет? Не понимаю, почему спор вызывает у вас такой гнев».

На самом деле я хорошо понимал, что такая враждебность свидетельствует о моральном противостоянии Богу, и это противоборство — битва до смерти, смерти собственного упрямства.

Сегодняшняя молодежь испытывает мощное давление и со стороны сверстников, и со стороны поп-культуры, которая требует отбросить все морально-нравственные ограничения и делать все что хочется. Для многих подростков, которые чтят Бога и ведут ежедневную борьбу с обрушивающимися на них искушениями, это огромное напряжение. Бунтовать намного проще. Но мы обязаны подавлять в себе всякий ропот, что требует от нас терпения до порога смерти, когда Божья благодать положит всему конец.

К началу страницы


Краткий обзор ключевых пунктов:

• Мы сотворены, чтобы познавать Бога, любить Его и наслаждаться общением с Ним. В этом смысл жизни.

• Мы сотворены по образу и подобию Бога.

• Отвращаясь от Бога, люди, чтобы сформулировать для себя цель жизни, испытывают потребность обратиться к чему-то другому.

• Библия говорит, что в существовании Бога нас убеждают, во-первых, сотворенный Им окружающий мир и, во-вторых, наша совесть.

• Библейский Бог желает быть нам опорой во всем. Он призывает нас к моральному совершенству и самопожертвованию.

• Бог суеверных предрассудков — бог новой религиозной системы Новая эра — изобретен людьми, ибо он никого не осуждает, а благосклонно потворствует человеческому эгоизму и плотским желаниям.

• Вселенная существует, потому что предвечный Бог создал ее. Только такое разумное объяснение и свидетельство предлагает христианство.

• Бог являет Себя так, чтобы не ограничить человеческую свободу. Он нередко проявляет Свою силу в формах, очень далеких от наших представлений, как, например, при воплощении Его Сына Иисуса Христа, вошедшего в мир людей человеком.

• Атеизм практически всегда стоит на позиции морального противодействия идее существования Бога.

К началу страницы


<< Благодарность   |   Оглавление   |   Глава 2 >>