Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 2. Как мне быть с…?


Глава 12
Могу ли я быть уверен в своем будущем?

Работа, карьера, успех

Вопрос 94: Что еще, кроме денег, важно в работе?
Вопрос 95: Но ведь однообразный труд утомляет. Разве это нормально?
Вопрос 96: А если я хочу стать художником?
Вопрос 97: А если я хочу заняться бизнесом?
Вопрос 98: Если я христианин и иду работать в бизнес, политику или хочу заняться иной профессиональной деятельностью, будет ли Бог частью всего этого?
Вопрос 99: Но ведь Бог - это еще не все, не так ли?
Вопрос 100: Чем следует измерять успех в жизни?
Краткое изложение ключевых пунктов


ВОПРОС 94: Что еще, кроме денег, важно в работе?

Лучший ответ на этот вопрос мы, христиане, получаем, глядя на нашего Господа и научаясь от Него правильно понимать достоинство труда.

Богослов II века Иустин Мученик говорил, что в его время нередко можно было видеть крестьян, которые пользовались плугами, изготовленными плотником Иисусом из Назарета.

Вы только представьте себе: второе лицо Святой Троицы, Божий Сын при жизни на земле много времени проводил, трудясь в плотницкой мастерской. Своим примером Бог навсегда установил правильное, уважительное отношение к труду человека в этом мире.

В своей книге The Call (Призыв) теолог Ос Гиннесс напоминает нам о том, что даже самый скромный труд очень важен, если он выполняется во имя Бога. «Поразительно, — говорит он, — что мы можем знать Иисуса не только взошедшим на крест, но простым плотником, трудившимся над плугами и ярмами, которые долгое время потом служили людям». Очевидно, что сделаны они были на совесть, поскольку пользоваться ими могли даже во II веке.

Итак, христианство возникло как вера тружеников. Ученики Иисуса вставали до зари и тащили пропахшие рыбой сети через все Галилейское море, чтобы заработать себе на пропитание.

Первые христиане тоже были тружениками, что восходит к иудейской традиции, которая презирала праздность и сделала труд обязательным требованием к членам ранней церкви. Апостол Павел, ученый раввин, зарабатывал себе на жизнь изготовлением палаток. Он сказал: «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). А те, кто трудились, обязаны были делиться результатами своего труда с нуждающимися.

Первые христиане не разделяли древнегреческих предубеждений против физического труда. Платон и Аристотель считали, что большинство населения должно выполнять тяжелую работу, чтобы меньшинство, к которому они причисляли себя, могло предаваться таким высоким занятиям, как искусство, философия и политика.

Историк Кеннет Скотт Латуретт пишет, что «христианство уничтожило рабство, потому что проповедало достоинство труда независимо от степени его престижности. Традиционно тяжелый труд выполнялся рабами и презирался, считался низким и недостойным свободного человека. Однако учителя христианства утверждали, что трудиться должны все и все должны делать это для Бога и перед лицом Бога. Труд стал христианским долгом».

Когда на Европу хлынули полчища варваров, уважительное отношение к труду было сохранено в монастырях, в которые уходило тогда множество христиан. Трудолюбивые монахи создавали настоящие анклавы ремесленного производства, образования, научных знаний и красоты. Они осушали болота, строили мосты и дороги, изобретали устройства, облегчающие тяжелый физический труд. Они переписывали священные тексты, создавали настоящие произведения искусства, иллюстрируя манускрипты, хранили веру и знание. И в каждом своем деле они всегда помнили наставление Святого Августина о том, что labore est orare, т. е. «трудиться значит молиться».

В средние века в христианское мышление начала вновь вкрадываться теория дуализма. Монахи в пределах одного ордена стали разделяться на тех, кто выполнял физическую работу, и тех, кто занимался высокой интеллектуальной деятельностью.

Затем появился Мартин Лютер, до самого основания потрясший средневековые устои. Многие ошибаются, рассматривая Реформацию лишь в контексте теологии; ее влияние на политику, экономику и общественную жизнь было поистине огромно.

Реформация нанесла удар по дуалистическим взглядам на труд. Деятели Реформации видели в церкви не только клир, но и сообщество Божьего народа. Точно так же они относились ко всякому труду, церковному или мирскому, интеллектуальному или физическому, видя в нем один из видов служения Богу.

Весь мир наполнен служением Богу: это не только церкви, но и домашний очаг, кухня, погреб, мастерская у горожанина и поле у крестьянина.

Мартин Лютер, цитата из книги «Труд и досуг»

Лютер считал, что «в глазах Бога труд монахов и священников ничуть не выше, чем труд крестьян в поле или домохозяйки, управляющейся в своем доме». Оказалось, что труд уборщицы, оттирающей полы, нисколько не ниже труда человека за кафедрой. Именно благодаря этим воззрениям произошла демократизация трудовой этики.

Деятели Реформации считали, что люди должны понимать исключительность своего призвания трудиться и осознавать себя помощниками Бога в Его делах, трудящимися во славу Его, ради своего житейского блага и полноты жизни.

Аналогично к труду относились американские пуритане, видевшие в нем содействие Богу в Его делах, свое духовное и моральное вознаграждение. Как сказал пуританин Ричард Бакстер, «выбирайте не то дело, которое обогатит вас и принесет вам мирские почести, а то, которое будет благом для вас и поможет избежать греха».

Христиане видят в труде, как и в молитве, возможность послужить Богу, приблизиться к образу Божьему, по которому мы сотворены. Поэтому мы так высоко ценим труд — неотъемлемую часть нашей духовной жизни. Хорошо выполняя свое дело и посвящая его Богу, мы славим и радуем Его.

К началу страницы


ВОПРОС 95: Но ведь однообразный труд утомляет. Разве это нормально?

Когда Бог призывает нас к какому-то делу, даже самому незначительному в глазах мира, Он вкладывает в него то, что Ос Гиннесс назвал «великолепием обыденного».

«Утомительная работа, выполняемая для себя или для других, всегда будет утомительной, — пишет он в книге The Call (Призыв), — но утомительный труд во славу Божью нечто совсем другое и более высокое».

Выполнение утомительной работы — один из методов воспитания в себе послушания, умения посвящать труд Богу. «Мы ищем больших дел, но Иисус взял полотенце и вымыл ноги Своим ученикам, — говорит Гиннесc. — Мы любим говорить и действовать под влиянием редких моментов вдохновения, а Он ждет от нас смирения, то есть обыденной, незаметной и неблагодарной работы». Мы, как Его последователи, должны быть готовы брать на себя самые обыденные обязанности и терпеливо исполнять их, будь это смена пеленок, домашняя работа или вынос мусора.

Ничто так не ослабило реальное влияние Церкви на мир, как ее неспособность понимать и уважать мирской труд. Она решительно разделила труд и религию. Она забыла о том, что мирской труд священен.

Дороти Сэйерс, «Вера или хаос?»

Шекеры — члены христианской секты, возникшей в XVIII веке, были образцом такого смирения. Они делали мебель и тем славили Бога. С максимальным вниманием они относились и к мельчайшим деталям, и к внешнему виду своих изделий в целом. Говорили, что любой стул, сделанный шекерами, был достоин ангела.

Знание своего призвания помогает нам видеть присутствие Бога в Его творении. Перефразируя слова К. С. Льюиса из Писем к Малькольму, Гиннесс говорит о своем ощущении Божьего творения «во всей его ординарности, привычности и обыденности. Ряды капусты в огороде, кошка во дворе… предложение в книжке — каждая из этих, вполне обыденных вещей — маленькое откровение о Боге-Творце».

Если ваш подросток считает, что Бог призывает его заниматься непривлекательным трудом, напомните ему, что Тот, Кто превращал воду в вино и воскрешал мертвых, Своими руками делал крестьянские плуги, то есть выполнял самую неинтересную и заурядную работу.

К началу страницы


ВОПРОС 96: А если я хочу стать художником?

При слове искусство мы сразу вспоминаем о Федеральном фонде искусств и связанных с ним проблемах. Какая досада! Ведь при этом слове нам должны приходить мысли о нашем художественном наследии.

Вспомним фламандского художника XVII века Питера Пауля Рубенса. Он был католиком, наслаждался красками и пластикой физического мира и изображал его реалистично, зримо и колоритно. Этим он как будто хотел сказать, что христианство не должно удаляться от мира, в котором присутствует Бог и в котором заключена значительная часть духовной славы. Выше говорилось, что в книгах по истории искусства очень редко находят отражение религиозные воззрения художников, но известно, что христианская вера вдохновляла Рубенса и многих других выдающихся деятелей искусства Запада.

Искусство должно быть одним из средств, исцеляющих воображение; оно должно говорить всем, что зло отвратительно.

Эрнест Хелло, цитата из книги «Положение искусств»

Библейское обоснование искусства известно: мы призваны являть образ Бога во всей его полноте в любой сфере нашей жизни. Создавая мир, Бог позаботился о том, чтобы он был прекрасен, и Ему угодно, чтобы Его народ умел ценить красоту и дарованную Богом творческую энергию.

В книге State of the Arts (Положение искусств) Джин Эдвард Вейт рассказывает о малоизвестном библейском персонаже Веселеиле, речь о котором идет в 31-й главе Книги Исход. Мы узнаем, что Веселеил руководил сооружением скинии, что Бог дал ему талант «работать из золота, серебра и меди», что Господь «исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством».

Это замечательный отрывок. Божий Дух дает людям способности не только для духовного служения, но и для художественного творчества, поэтому мы можем сказать, что художественное творчество — дар Божий.

Нам, христианам, часто приходится сталкиваться с «плохим искусством». Ну что же, давайте в таком случае поощрять искусство хорошее. Как говорил К. С. Льюис, «если вы не читаете хорошие книги, вы читаете плохие; если вы отрицаете эстетическое удовольствие, вы выберете чувственное». Поскольку Бог создал людей по Своему образу, наградив их воображением и эстетическим чувством, они будут создавать ту или иную культуру. Единственное, что важно, — будет ли эта культура упаднической или божественной.

В 1703 году Эндрю Флетчер писал: «Скажите мне, кто создал песни этого народа, и меня не будет волновать, кто создал его законы». Это значит, что культурные перемены всегда предшествуют политическим. Я был бы счастлив, если бы в нашем молодом поколении было множество художников, рисующих, пишущих, поющих во славу Божию.

К началу страницы


ВОПРОС 97: А если я хочу заняться бизнесом?

Это здорово.

Из самых добрых побуждений христианские деятели направляют все свои усилия исключительно в сферу политики. Буквально каждая политическая затея, начиная от бурной деятельности местных школьных властей и заканчивая политическими гонками в Сенате, не обошлась без участия христианских политических активистов.

Однако христиане обходят своим вниманием самое важное поле битвы — малый бизнес и корпоративный сектор. В таком большом и сложном обществе, как наше, судьба культуры не всегда определяется указами из кабинетов законодателей или судей. Иногда она непосредственно зависит от решений немногих профессионалов, которые работают за закрытыми дверями. К сожалению, немногие христиане дерзнули встать на профессиональный путь, который мог бы привести их в конференц-холлы Ай-Би-Эм или на киностудии Голливуда.

В статье Дона Эберли в Regeneration Quarterly указывается, что верующих протестантов, занятых в издательском бизнесе, индустрии развлечений, академических науках, свободных профессиях и в корпоративных объединениях, очень немного.

В результате, говорит Иберли, протестанты оказываются в культурной изоляции и пытаются как-то влиять на внешний мир из своих комфортабельных и безопасных убежищ. По мнению Эберли, «культурное возрождение» возможно только в том случае, «если протестанты начнут сами набирать людей и обучать их, готовить их для серьезной работы в учреждениях, формирующих культуру мышления».

Мы обязаны помогать молодым людям осознать свое призвание трудиться не только в области политики, но и в бизнесе и в других сферах деятельности.

К началу страницы


ВОПРОС 98: Если я христианин и иду работать в бизнес, политику или хочу заняться иной профессиональной деятельностью, будет ли Бог частью всего этого?

Давайте посмотрим на человека, который вел «двойную жизнь». Олдрич Эймс был виновником одного из серьезнейших провалов в истории ЦРУ. В течение девяти лет он передавал сверхсекретные военные материалы в распоряжение КГБ. В интервью, взятом у него в тюремной камере, его спросили, как ему удавалось справляться со стрессами двойной жизни. Как он мог продавать ценные сведения чужой разведке, дав клятву верности? Как он мог сообщать имена американских агентов Советскому Союзу, зная, что обрекает их на верную смерть?

Ответ Эймса был весьма примечателен: «Я предпочитаю не смешивать некоторые вещи, хранить свои чувства и мысли в разных ящиках». Это, по его словам, помогало ему «не думать об всем этом». Короче говоря, Эймс умудрялся избегать стрессов благодаря тому, что поместил свою жизнь агента ЦРУ в один «ящик», а советского агента — в другой, таким образом разложив свою жизнь и свой ум по разным отделениям.

Итак… что делаете, все делайте в славу Божию.

1 Кор. 10:31

Тревожит то, что Эймс не одинок. Как сказал Фрэнсис Шэффер, фрагментированное мышление стало весьма распространенным явлением. Даже христиане сегодня страдают этим пороком: свою веру они помещают в маленькую коробочку, наглухо закрытую от остальной части их жизни. Мы можем быть очень «библейскими» в своих духовных убеждениях, но в каждодневной жизни вести себя далеко не по-библейски.

Например, общественный опрос Джорджа Гэллапа демонстрирует, что есть люди, которые откровенно признаются в том, что представляются больными, когда здоровы, или обманывают налоговую инспекцию, занижая свои доходы. Поразительно, что Гэллап сообщает о «небольшой разнице в поведении воцерковленных и нецерковных людей». Другой пример: религиозный журналист Терри Мэттингли процитировал данные опроса студентов чикагских колледжей, показавшие, что студенты-христиане мошенничают на экзаменах не реже, чем их неверующие коллеги.

О чем все это говорит? Только об одном — что многие христиане виновны в том, что раскомплектовали, разложили свою жизнь по отдельным ящикам и коробочкам настолько тщательно, что их вера вовсе не влияет ни на их отношение к жизни, ни на их взгляды. Многие из нас расчленили свой разум и мало чем отличаются от секретного агента с его двойной моралью.

Но не этого хочет от нас Бог. Библия строит понимание мира как цельной и неделимой картины. Поэтому Олдрич Эймс и вместе с ним те, кто ведет двойную жизнь, будут призваны к ответу.

К началу страницы


ВОПРОС 99: Но ведь Бог — это еще не все, не так ли?

Как-то моя сотрудница завтракала с представительницей одной из христианских миссий, и разговор их коснулся вопроса утилизации отходов. Моя коллега заметила, что христианские организации, заботясь об экологии, должны сдавать отходы для утилизации, однако ее собеседница внезапно воскликнула: «Да что это вы говорите? Ведь Бог — это еще не все!».

На самом деле Он есть все.

Как говорится в Книге Бытие, Бог велел человеку «возделывать» и «хранить» сад, в котором Он поселил его. «Возделывать» значит приумножать богатства творения, а «хранить» буквально означает «оберегать». Адам должен был оберегать Эдем от всего, что могло замутнить отраженный в нем образ Божьей благости.

Грехопадение не отменило Божьего повеления. Оно лишь сделало человека ослушником Бога. Проклятие коснулось всех сфер жизни, но то же можно сказать и об искуплении Христа, благодать которого заполнила всю землю.

В конце концов благодаря искупительной жертве Христа Бог восстановит все творение в его первоначальной славе, но до второго пришествия христиане должны с усердием исполнять доверенное им дело — «возделывать» и «хранить» сад лежащего в грехе мира.

Ветхозаветные люди понимали это еще до пришествия в мир Христа. Псалмы Давида полны восторга от созерцания Божьего могущества и осознания важности доверия, оказанного человеку Богом. Соломон, сын Давида, усвоил слова своего отца, и, читая его притчи, мы черпаем в них мудрость, необходимую для исполнения всех земных дел: от воспитания детей и отношений между соседями до справедливой организации экономических отношений и международных связей.

Служением, обращенным к людям, Иисус созидал новое представление о Небесном Царстве, которое «пленяет всякое помышление в послушание Христу…» (2 Кор. 10:5). Сравнивая Небесное Царство с закваской, Иисус подразумевал, что Бог преобразует все, к чему прикасается. В притче о талантах Иисус учит, что Бог намерен возвратить Свое доверие верным управителям, призванным приумножить Его славу, преображая и оберегая то, что Он доверил им.

Апостолы страстно убеждают церковь не приспосабливаться к миру, а изменяться, обновляя свое мышление: остерегаться пустых соблазнов, обманчивых обольщений, мирских философствований или хитросплетенных баек, но искать истину во Христе (см.: Рим. 12:2; 2 Кор. 10:5; Кол. 2:8).

С самого начала творения власть Бога безгранично распространяется на все: это и наш банковский счет, и наши деловые отношения, и учебные программы, и вопросы социальной справедливости, и экологические проблемы, и наш политический выбор. Все без исключения свидетельствует о том, что священная власть Бога буквально распространяется на все в этом мире.

Голландский пастор и теолог Абрахам Кайпер, один из величайших современных идеологов христианства, сказал: «Если все, что есть, существует для Бога, то все творение должно воздавать славу Богу». Священное Писание открывает не только «истину об оправдании верой, но и сами основы жизни и закономерности, управляющие человеческим бытием».

Христос есть истинная сущность и конечный смысл любой существующей реальности. Тому, кто знает Его, все видно в свете Христа.

Джин Эдвард Вейт, «Положение искусств»

К началу страницы


ВОПРОС 100: Чем следует измерять успех в жизни?

Молодые люди нередко видят в жизненном успехе только материальные приобретения. Этому активно способствуют телевидение и поп-культура, напичканные историями о так называемой «хорошей жизни», которая никогда не поднимается выше материальных представлений. Величайшая цель жизни — материальное процветание.

Мне это знакомо; я убедился в этом на собственном опыте. Я рос в очень скромной обстановке и решил непременно добиться власти и богатства, чтобы жить полноценно и достойно. Однако чем больше я добивался успеха и власти, тем меньше испытывал удовлетворения от жизни. Я понял, что ценности земного мира пусты, что они не способны дать нам ни понимания цели, ни ощущения собственной безопасности.

Иногда мне кажется, что бедняки имеют одно преимущество перед богатыми: они все еще надеются, что деньги могут принести счастье, тогда как богатые лучше знают, что это не так. Душа человека жаждет смысла и цели, которые им никогда не смогут дать реальности этого мира.

Мы должны разъяснять своим детям, что Бог оценивает жизненный успех не мирскими мерками. То, к чему призывает нас Бог, — это послушание. Только исполняя Его заповеди, мы найдем истинный смысл, цель и полноту жизни. Всему этому меня научила собственная жизнь. Я узнал, что мы наполняемся настоящей силой в минуты самой отчаянной беспомощности. Величайший парадокс христианской жизни в том, что Бог часто совершает Свои великие дела, когда мы полностью доверяемся Его воле.

Это парадоксальное открытие я сделал во время поездки в Испанию. После выступления в центральной тюрьме Мадрида группа добровольцев из «Тюремного Братства» (PF) сопровождала меня в Басиду, где находилась община, опекавшая бывших заключенных. Целый час мы ехали по пыльной неровной дороге, пока не остановились перед рядом белых зданий.

Во дворе нас встретила веселая компания играющих детей. Но, войдя внутрь, я был поражен совершенно противоположной картиной: там сидело человек сорок людей, с впалыми щеками, дряблой кожей и пустыми глазами. Эти бывшие заключенные были жертвами СПИДа. Они как-то безвольно сидели на стульях, а в их лицах не было ничего кроме злости и горечи.

Я быстро собрался с мыслями и обратился к этим людям через переводчика. Пока я говорил о Божьей любви и прощении, ни одна пара глаз не взглянула на меня, ни одна голова не кивнула в знак согласия. Нечасто мне приходилось встречаться с таким равнодушием.

Однако то там, то здесь мелькали улыбающиеся, как будто излучающие свет лица служителей-добровольцев, которые жили среди пациентов и заботились о них. Действительно, редко я видел такую доброжелательность, такое выражение любви и радости.

Во время обеда я обратился к молодой женщине, сидевшей рядом со мной: «Как вам это удается? Ведь это так трудно».

«Да, — кивнула она, — но это мое призвание. Мистер Колсон, вы сказали прекрасную проповедь, и мы пытаемся им проповедовать, но они не слышат нас. Мы находимся здесь, рядом с ними, чтобы они увидели Божью любовь в наших поступках».

Она поведала мне трагическую историю о женщине, которая за две недели до этого умерла у нее на руках. Потом ее лицо прояснилось, и она добавила: «Но эта женщина уверовала в Иисуса перед смертью». Теперь эта молодая служительница заботилась о детях умершей женщины.

Спустя какое-то время, сидя под ночным небом, я размышлял над тем, что увидел. Я не думал, что мой визит помог изменить кого-нибудь из бывших заключенных, но я знал, что он изменил меня самого. Я ясно увидел действие силы Бога, которая неярко, а как-то любовно, мягко и ненавязчиво проявилась в этих добровольцах, из сердец которых так обильно изливалась христианская любовь. Вот почему служение бедным и нуждающимся так сильно приближает нас к нашему Господу.

Христианская жизнь парадоксальна во всех отношениях. Я оглядываюсь назад и вижу многочисленные достижения моей прошлой жизни: я был самым молодым служащим в административном аппарате Сената Соединенных Штатов, еще недавно с академическими наградами окончившим колледж и Юридическую школу и уже имеющим довольно обширную и успешную юридическую практику. В тридцать восемь лет в моем распоряжении был собственный офис, рядом с кабинетом президента Соединенных Штатов.

Однако величайшие события в моей жизни произошли не вследствие моих успехов и достижений, какими бы впечатляющими они ни были в глазах мирских людей. Бог совершил Свое великое дело в минуты моего самого большого унижения, когда вся моя успешная жизнь рухнула. Оторванный от семьи и внешнего мира, я очутился в тюрьме, в пучине отчаяния и позора. Мне казалось, что будущего у меня нет. Все, чем я обладал до этого, — успех, власть — исчезло. Это было величайшим поражением моей жизни.

Но именно это мое поражение Бог использовал во славу Свою. Пока я был в тюрьме, Бог готовил меня к служению, которое сейчас приводит ко Христу сотни тысяч людей во всем мире.

Он использовал мое поражение, а не мои победы. Ему нужно было мое послушание, а не мои успехи. Он использовал то, чем я не мог гордиться, что я не мог поставить себе в заслугу.

В чем же состоит урок всего, что случилось со мной? В том, что в наших стараниях восславить Бога, в наших замечательных делах ради Его славы мы всегда должны помнить, что эти дела не так важны, как нам кажется; важно другое — то, что Бог хочет совершить через нас. Поэтому на моем рабочем столе всегда стоит красивая табличка, на которой написано одно из самых любимых выражений Матери Терезы: «Не будь успешен — будь верен».

Вашим детям больше всего необходимо знать, что самое важное в их жизни — послушание Богу. В этом Он видит их успех.

К началу страницы


Краткое изложение ключевых пунктов

• Иисус облагородил наш труд Своим трудом, ибо Он был плотником до того, как приступил к служению. Его первые ученики были обыкновенными рыбаками, а первая церковь состояла в основном из простых тружеников. Христианство поставило физический труд наравне с трудом умственным как средство служения Богу.

• Если мы посвящаем свой труд Богу, Он преображает даже самую утомительную и нудную работу. Работа Христа, изготовлявшего деревянные плуги, была порою очень однообразной.

• Христиане недооценивают такие сферы, как искусство и бизнес, не видя в них важного христианского призвания. Это неверно, так как реформирование общества начинается скорее с них, чем с политики, потому что самая активная общественная сила — культура.

• Подлинный успех предполагает верность и послушание. Бог нередко использует наши самые крупные неудачи во славу Свою. Наша задача — приложить все усилия, но оставить исход дела в руках Господа.

К началу страницы


<< Глава 11   |   Оглавление   |   Напутственное слово родителям >>