Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 1. Вера и важнейшие вопросы жизни


Глава 2
Если Бог добр, то почему существует зло?

Проблема зла, греха и Божьей любви к человечеству

Вопрос 8: Бог ли сотворил зло?
Вопрос 9: Если Бог не сотворил зло, то откуда оно пришло?
Вопрос 10: Почему Бог допускает наше непослушание?
Вопрос 11: Почему же благой Бог позволяет существовать последствиям зла? Почему Он не уничтожает зло, как только оно появляется?
Вопрос 12: Почему добрый и любящий Бог заставляет нас страдать? Чтобы изменить нас и заставить расти духовно?
Вопрос 13: Но разве люди изначально не хороши и добры или хотя бы одинаково склонны и к добру, и ко злу?
Вопрос 14: Неужели мировые проблемы нельзя решить, совершенствуя образование или опираясь на социальные программы?
Вопрос 15: Могут ли люди, подобные серийному убийце Джеффри Дамеру, совершать преступления, не будучи больными?
Вопрос 16: Есть ли ад?
Вопрос 17: Существуют ли ангелы и бесы?
Краткий обзор ключевых пунктов


ВОПРОС 8: Бог ли сотворил зло?

Главное интеллектуальное препятствие на пути к христианской вере — отнюдь не сомнение в том, что мир сотворен Богом, как думают многие. Великий ученый ХХ века Альберт Эйнштейн, которого журнал Тime наградил титулом Человека Столетия, признавал, что вселенная настолько разумно организована и упорядочена, что может быть только продуктом какого-то разума, а не случайных космических столкновений. По его словам, порядок во вселенной «свидетельствует о столь совершенном разуме такого уровня, что он затмевает весь интеллектуальный потенциал человечества».

Однако Эйнштейна смущал другой, более сложный вопрос — о зле и страдании. Признавая Творца, он никак не мог примириться с Его сущностью: как Бог, будучи источником добра и блага, может допускать столь ужасные явления в жизни людей?

Подойти к проблеме зла можно очень упрощенно: если Бог равно добр и всесилен, он не может позволить злу и страданию пребывать в своих творениях. Но зло существует. Отсюда многие люди делают вывод: или Бог не добр (поскольку допускает зло), или не всемогущ (поскольку не может уничтожить зло, хотя желает этого). Библия однозначно разрешает это противоречие.

Великий русский писатель Федор Достоевский в своем романе Братья Карамазовы обратился к теме страдания.

В споре со своим братом-христианином Иван Карамазов рассказывает историю маленькой девочки, которую мучили родители, и спрашивает: «Ты понимаешь… почему такое бесчестие дозволено?». Иван настаивает, что Бога, Который допускает бессмысленные страдания ребенка, принять невозможно: «…представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческого с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно крохотное созданьице, вот того самого ребеночка… и на неотмщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги. (Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 10 тт. М. 1958. Т. 9, с. 308)

Ответ должен быть только отрицательным. Это ответ всех разумных людей. Но в теории Ивана Карамазова есть неверная предпосылка, строящаяся на том, что Бог, планирующий человеческую судьбу, обязательно предусматривает в ней зло как временный этап, тогда как в итоге люди непременно будут счастливы. Но Богу Священного Писания не нужно сооружать временный ад ради установления конечного небесного Царства. Он творит так, что все Его творение «весьма хорошо» с самого начала (см.: Быт. 1:31). Бог не творит зло. Абсолютная благость Бога — вот первый постулат христианского мышления.

К началу страницы


ВОПРОС 9: Если Бог не сотворил зло, то откуда оно пришло?

Когда дела идут из рук вон плохо, даже несгибаемые атеисты начинают грозить кулаком Богу, Который, по их словам, не существует. Мы инстинктивно обвиняем во всех наших неудачах Бога, и только Библия разъясняет нам, как Бог способен быть Богом — как Он существует вечно как конечная реальность и Творец всего сущего и при этом не виновен в существовании зла.

Согласно библейскому учению, Бог благ, и сотворенная Им вселенная совершенна, а ныне вселенная осквернена грехом, омрачена смертью и страданием. Поскольку Бог не является источником греха и страдания, то возможен только один вывод: существует самостоятельный источник греха, некая сущность, способная делать моральный выбор и творить в Божьем мире то, что этому миру изначально чуждо. Этому носителю греха не нужно быть вторым Богом, вторым Творцом, ибо зло, в отличие от добра, по своей природе не вечно.

Писание учит, что зло вошло в Божье творение в результате свободного морального выбора, сделанного первыми людьми в ответ на уговоры падшего духа сатаны. Подобно распространившейся повсюду чуме, этот дух пронизывает всю историю человечества как следствие свободного морального выбора, который люди продолжают делать до сегодняшнего дня.

По Своей доброте Бог позволяет смертным людям самим решать, хотят или не хотят они подчиняться Его благой и мудрой власти. Благость Бога не зависит от непослушания людей, от сделанного ими выбора в пользу зла. Зло существует из-за нежелания людей принять благо, которое предлагает Бог. Поэтому Бог не несет ответственность за зло. Виновны в этом только мы.

Бог создал феномен свободы; мы совершаем поступки, пользуясь этой свободой. Бог дал злу возможность существовать; человек использовал эту возможность, сделав зло реальностью.

Норман Гайслер и Рон Брукс,
«Когда скептики задают вопросы»

Эта истина, как выжженное клеймо должна запечатлеться в нашем разуме, потому что в наш век утопий очень многие люди (даже среди христиан), склонны отрицать реальность грехопадения. Недавно я разговаривал с молодым новообращенным, который сказал: «Разве Адама и Еву нельзя воспринимать как символы человечества, а грехопадение — как символ греха, который для всех нас ловушка?». Но дело в том, что грехопадение нельзя свести до некоего символа, не умалив при этом четкого христианского смысла. Библия называет грехопадение однажды бывшим конкретным событием. Бог сотворил мир совершенным, но в определенный момент люди своим волевым актом отвергли путь Бога и согласились со злом, тем самым фактически отвергнув совершенный путь Творца.

Если грехопадение — просто символ постоянно присутствующего греха, если грех всегда был частью человеческой природы и неотделим от нее, то мы возвращаемся к тому, что Бог сотворил зло. Поэт Арчибальд Мак-Лиш касается проблемы зла в своей поэтической драме Джей Би, где рассказывается история современного Иова. Джей Би не может принять Бога, который творит людей несовершенными, а затем наказывает их за их несовершенство.

И он прав. Библия учит, что Бог не создал людей постоянно склонными к злу или не способными выбирать между добром и злом; она учит, что зло вошло в Божье творение и омрачило его.

Очень важно понимать историческую реальность Адама и Евы. Несмотря на поэтичность стиля Книги Бытие, ее важнейший философский смысл остается очевидным: сотворенная Богом вселенная была прекрасна, но губительная, деструктивная, катастрофическая перемена произошла вместе с вторжением греха, потому что люди сделали свой выбор и восстали против авторитета Творца. Этот выбор сбил с заданного ритма все творение. Это исказило и извратило мир, внесло в него смерть и разрушение.

Именно поэтому зло так отвратительно, так ненавистно; поэтому по ночам мы плачем о его последствиях. Наша реакция совершенно оправданна: мы чувствуем, что что-то не так, и здесь мы не ошибаемся.

Бог в силах послать нам утешение в наших печалях и боли: Он на нашей стороне. Не Он сотворил эту отвратительную гримасу греха в мире, но Он ненавидит зло. Защитник наш — Он, а не тот жестокий Бог, который навязывает нам страдания.

К началу страницы


ВОПРОС 10: Почему Бог допускает наше непослушание?

Бог мог сотворить нас не способными к греху. Он мог лишить нас возможности неправильного выбора. Но тогда мы не были бы людьми в полном смысле этого слова — мы были бы роботами, марионетками, которыми Бог управляет, дергая за веревочки. Свободная воля — вот основа человеческого достоинства. Нам, созданным по образу Божьему, дана свобода выбора: подчиняться или не подчиняться. Бог сделал нас существами свободными, но возложил на нас ответственность за себя.

Допуск в нашу жизнь греха — условие нашей свободы и ответственности, причем и то, и другое является для нас и Божьим даром, и ценой, которую мы платим за свое человеческое достоинство.

К началу страницы


ВОПРОС 11: Почему же благой Бог позволяет существовать последствиям зла? Почему Он не уничтожает зло, как только оно появляется?

На этот вопрос есть только один ответ: Бог не может уничтожить грех, ибо это противоречило бы Его природе. Характер Бога — это образец добра и справедливости, а так как существуют зло и несправедливость, Он должен привести все в первоначальную норму. Бог не может пренебречь грехом, не замечать его, уничтожить мир и начать все сначала. Весы правосудия, однажды выведенные из равновесия, должны быть вновь сбалансированы. Однажды подорванное нравственное основание вселенной должно быть восстановлено. Иначе среда нашего обитания — вселенная — потеряла бы свою нравственную первооснову. Существует объективный, вечный, всеобщий критерий справедливости, требования которого должны быть удовлетворены. Преступники должны быть наказаны, иначе свобода нравственного выбора, — не более, чем фарс. Чтобы люди стали по-настоящему гуманными, их поступки должны иметь последствия и определенный смысл в контексте вечности.

В таком случае, скажет ваш подросток, человеческий род должен был прекратиться с Адамом и Евой. Если бы они были сразу же наказаны за свое ослушание и брошены в огонь, вся человеческая история этим бы и закончилась. Да, но Бог по природе Своей не только справедлив, но и милостив, и поэтому Он предложил человечеству удивительную, невероятную альтернативу: Он взял на Себя наказание, предназначавшееся для Его творений. Бог Сам решает прийти в мир людей и приобщиться ко всем человеческим бедствиям и страданиям, смерти и аду, на которые человечество обрекло себя. Так Он и сделал. И вот что произошло: Творец вошел в Свое творение и стал человеком, чтобы понести на Себе наказание за человеческий грех.

Такого никто не мог ожидать. Став частью мира, Бог столкнулся лицом к лицу с его грехом и уродством. Бог во Христе вступил в схватку с насилием и смертью, смирив Себя, допустив собственную казнь на римском кресте. Он удовлетворил божественную справедливость тем, что пошел под суд как преступник и грешник, хотя был свят и безгрешен. Поэтому наш христианский ответ страданию — это не аргумент, не философская теория, а событие, которое произошло реально. Как грех вошел в человеческую историю через конкретный поступок людей, так и спасение совершилось через конкретное деяние Бога.

В качестве ответа на этот вопрос Библия предлагает не безликую идею, но реальное историческое Существо, не абстрактную логическую концепцию, а божественную Личность. В этой схватке с сатаной Иисус нанес ему поражение в его собственном стане, выиграл у него в его же собственной игре. Самый злобный замысел сатаны Христос превратил в средство спасения. «…Ранами Его мы исцелились», — говорит пророк Исаия (Ис. 53:5).

Зло побеждено. Когда-нибудь мир будет освобожден от зла и страдания. Решающая битва выиграна, то, что было в вражеской власти, отвоевано, победа гарантирована. В конце времен откроются новое небо и новая земля, где люди не будут страдать, ибо «отрет Бог всякую слезу с очей их…» (Откр. 21:4).

Это значит, что выпавшее сегодня на нашу долю страдание приобретает новое значение: оно становится нашим вкладом в победу Христа, этот вклад — освобождение от греха и установление справедливости в обществе. Бог использует шипы и колючки, заполонившие землю со времен грехопадения, чтобы наставить нас, наказывая, изменить нас, подготовить к небесам, научить нас видеть Его чудесную благость, сопровождающую нас на этом пути. Страдание превращается в средство нашего освящения. Если мы обращаемся к Богу в нашем страдании, Он так возвышает нашу душу, что мы начинаем возвышаться над своей болью, расти духовно, обретать новую мудрость и учиться побеждать зло добром.

Древние документы свидетельствуют о страданиях первых мучеников церкви, о том, что под пытками их души «обретали такую мощь, что никто из них не издал ни плача, ни стона». Бог использует страдание для того, чтобы человеческая душа закалилась и получила эту огромную силу.

К началу страницы


ВОПРОС 12: Почему добрый и любящий Бог заставляет нас страдать? Чтобы изменить нас и заставить расти духовно?

Любящий Бог, чтобы усовершенствовать нас, использует любые средства, что нередко причиняет боль несовершенным и греховным существам. Если у вас сломана и смещена кость, а врач пытается поставить ее на место, это очень больно. Как падшие существа мы, говоря метафорически, наполнены сломанными костями, и когда Бог, стараясь создать в нас христианский характер, расставляет это беспорядочное нагромождение костей по местам, мы испытываем немалую боль.

Но иногда мы сами навлекаем на себя страдания. Бог позволяет нам прочувствовать последствия нашего греха, чтобы мы, испытав все на себе, пришли к покаянию. В таких случаях страдание — инструмент нашего воспитания: так, прикоснувшись к раскаленной плите, мы отдергиваем палец с восклицанием: «О! Этого не следовало делать!». Боль назидает и вразумляет человека, о чем говорит автор Послания к Евреям, называющий это «наказанием» (см.: Евр. 12:8). Значит, иногда наказание настигает нас как наставление любящего Отца.

Однако не всякое страдание — результат греха, о чем говорил Иисус в притче о слепце (см.: Ин. 9). Ученики спросили Его, почему этот человек родился слепым, не по причине ли своих собственных грехов или грехов родителей? Иисус ответил: «…не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Затем через Иисуса Бог совершает Свое дело — исцеляет слепого, и тот прозревает. Отсюда следует, что не всегда болезни и беды — следствие нашего греха, ибо Бог может использовать их в Своих целях, когда мы обращаемся к Нему за исцелением.

Знаменитый атеист Фридрих Ницше однажды изрек поразительно глубокую библейскую истину: «Люди могут вынести любое страдание, если знают, ради чего живут». Любое тяжкое испытание облегчается, если рассматривать его в более широком и высоком контексте смысла и цели, то есть — в библейском контексте, называемом вечностью. Зло реально, но оно не свойственно первоначальному творению, и поэтому некогда оно будет уничтожено. Его власть над реальностью временна. Поразительна черта Божьего характера — Его способность использовать наихудшее из зол — распятие Своего безгрешного Сына — для достижения Своей благой цели: сокрушить сатану, спасти, укрепить и очистить нас и открыть нам славу Свою. В замысле Бога мы находим смысл страдания.

Блаженный Августин выразил смысл страдания в своей знаменитой формуле «святая вина»: «Не полное отсутствие зла и страдания было угодно Богу, а чтобы из недр этого зла вышло добро». Бог не мог не сотворить человека, Бог не отказался от идеи сотворения человека, даже несмотря на то, что Ему самому пришлось претерпеть великую боль ради искупления грешников. Почему? Причина одна: Его любовь. Его любовь настолько сильна, что, даже предвидя грех и страдание, которые должны были непременно омрачить Его творение, Он все-таки сотворил нас, даровав нам свободу выбора и человеческое достоинство. Это величайшая тайна на свете.

Но самое замечательное то, что у дилеммы греха и страдания есть решение. Да, мы падшие существа; да, наше грехопадение исказило все Божье творение. Но нам не нужно стенать под бременем вины и греха: есть путь к спасению, который открылся нам через искупительную смерть и воскресение Иисуса Христа.

К началу страницы


ВОПРОС 13: Но разве люди изначально не хороши и добры, или хотя бы одинаково склонны и к добру, и ко злу?

Самое ужасное, что нам небезразличен выбор между добром и злом. Мой друг, известный психолог и ортодоксальный иудей, часто замечает, что люди, если их предоставить самим себе и гарантировать безнаказанность, скорее выберут не добро, а зло. Нас влечет к себе зло, и мы выбираем его без больших колебаний.

К сожалению, большинство наших детей связаны системой образования, которая настолько превозносит значение самооценки, что извращает мышление ребенка, внушая ему идею собственной безгрешности, представление, что у ребенка (подростка, юноши) вообще нет недостатков, кроме недостатка любви к самому себе. Дети не представляют себя грешниками.

Не так давно телеканал MTV решил взяться за проблему греха и открыл специальную программу новостей под названием «Семь смертных грехов», на которую для интервью приглашались разные поп-знаменитости и рядовые подростки. Их просили высказать свое отношение к семи грехам, традиционно осуждаемым христианством (похоть, гордость, гнев, зависть, лень, жадность и чревоугодие).

Авторы программы предполагали показать нашим современникам, что они одержимы все теми же грехами, которые разрушают человеческую природу в течение тысяч лет. Но оказалось, что моральное невежество нашей молодежи не знает границ, и юное поколение совершенно не знакомо с основными нравственными категориями.

Возьмем, к примеру, похоть. Рэп-звезда группы «Айс-Ти», уставившись в камеру, произнес: «Похоть — это не грех… Они все так же думают». Один молодой человек считает, что лень не порок, а просто перерыв в работе: «Лень… Ну иногда же надо просто побездельничать и сделать себе приятное». Актриса Кирсти Элли воскликнула: «Я не считаю гордость грехом. Не знаю, какой идиот это придумал?». Когда ей сообщили, что семь смертных грехов не чья-то выдумка, а духовное наследие средневековой теологии, она несколько смутилась: конечно, она не хотела «наезжать на монахов или что-то в этом роде». Короче говоря, такое понятие, как «анти-эго» было ей совершенно не знакомо.

Все это явно показало, что никто из этих «знаменитостей» никогда не задумывался о сущности семи смертных грехов, о том, что эти семь смертных грехов соотносятся с истинной нравственностью. Подход к проблеме был един для всех: насколько то или это способствует повышению моей самооценки.

Поражает, что в разговоре о грехе ни слова не было сказано ни о моральной ответственности, ни о покаянии, ни об объективных критериях добра и зла.

Программа MTV ярко продемонстрировала полноту нашего нравственного блуждания во тьме.

И все же глубоко в душе человека живет ощущение своей испорченности. Я вспоминаю случай из жизни Иехиля Динура, узника концлагеря Освенцим. Он выступал как свидетель во время суда над военным преступником Адольфом Эйхманом, одним из самых отъявленных злодеев, зачинщиков и организаторов Холокоста. Вглядываясь в зале суда в лицо Эйхмана, Динур внезапно разрыдался. Может быть, его настолько переполнила ненависть… или ужасные воспоминания… или он увидел невероятный сгусток зла в лице палача?

Нет. Позже Динур объяснил, что тогда он был поражен, что вопреки ожиданиям не увидел в Эйхмане ничего демонического, — перед ним было лицо совершенно обычного человека. И тогда он увидел в Эйхмане свое отражение: «Я испугался за себя. Я понял, что я мог бы совершить то же самое… что я такой же, как он».

Динур понял, что «Эйхман живет в каждом из нас».

Мы по природе своей испорчены грехом и склонны ко злу. Перечислив целый ряд грехов, Иисус сказал: «…все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:23).

Это не может не оскорблять современный разум, ибо решительно противоречит доминирующей секулярной концепции о том, что внутренне люди вполне хороши, а в их плохих поступках виноваты влияющие на них негативные социальные факторы.

Мы как родители не должны бояться признавать себя грешниками и приходить к Иисусу с покаянием. Мы обязаны открыть детям всю христианскую доктрину в ее полноте, а не только сказать, что Бог есть любовь и хочет быть их другом. Начиная с этого, нужно подводить их к доктрине греха.

Эвелин Кристенсон, Родители и подростки

К началу страницы


ВОПРОС 14: Неужели мировые проблемы нельзя решить, совершенствуя образование или опираясь на социальные программы?

Именно этому наших детей учат государственные школы и программы национальных новостей. Цивилизация способна искоренить зло — твердят вокруг.

Впервые эта теория стала популярной более двухсот лет назад, в эпоху Просвещения. Руссо и другие мыслители доказывали, что посредством образования грех может быть уничтожен и в итоге построено совершенное общество.

Этот тезис — один из популярнейших мифов нашего времени. Весьма привлекательная идея стала лейтмотивом 2-го Гуманистического Манифеста: «Разумное использование технологий позволит нам осуществлять контроль над окружающей средой, победить бедность… управлять поведением, корректировать пути эволюционного и культурного развития мира… и открыть человечеству невиданную перспективу изобильной и осмысленной жизни».

Так выглядит гуманистическая доктрина нравственного совершенствования посредством прогресса. Основная привлекательность такой точки зрения в том, что она делает реверанс человеческой гордыне: препятствия к совершенству не в нас, а во всем, что вокруг нас: в безработице, расизме, бедности, психических болезнях и т. д. Александр Солженицын назвал этот миф «благосклонной теорией, согласно которой человек, хозяин мира, свободен от всякого зла внутри себя, а все язвы и пороки жизни — результат несовершенной организации социальных систем».

Рекорды кровожадности и античеловечности, поставленные XX веком, начиная от печей Холокоста и заканчивая кровавыми побоищами на просторах Камбоджи и резней на ночных улицах американских городов, — все это должно бы отрезвить нас. Истина в том, что человечество до сих пор не изжило зло в себе, ибо бессильно сделать это. Грех живет внутри нас. Об этом сказал Иисус: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око… Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21–23). Эта истина может показаться совершенным анахронизмом в свете высокотехнологичной, просвещенной софистики изощренного разума современного поколения. На самом же деле подлинный прогресс — тот, который превосходит все космические спутники и все достижения в теоретической физике, — исходит от Того, Кто способен очистить мир от зла, сотворив чистые сердца внутри нас. В Нем одном источник нашего прогресса и наша надежда ныне и во все времена.

Люди же не желают признавать эту истину и цепляются за свои мнения и теории, несмотря на то, что эта истина рядом с ними.

Несколько лет назад, во время моей поездки по тюрьмам Норвегии, я стал свидетелем трагического происшествия, которое ярко засвидетельствовало, что происходит, если люди отвергают реальность греха и начинают «исправлять» его, обращаясь к психологическим воздействиям.

Норвежская пропаганда хвастала тем, что у них в стране для лечения всяческих патологий применяются самые гуманные и прогрессивные методики. Штат тюрьмы, которую я посещал, был заполнен психиатрами. Однажды я поинтересовался у начальницы тюрьмы, сколько из заключенных, отбывавших сроки за серьезные преступления, были действительно психически больны.

«Все», — ответила она. Я нахмурился в недоумении: «Что вы имеете в виду? Как это — все?» Она объяснила: «Все, совершающие такие преступление, обязательно имеют психические отклонения».

Я понял, что столкнулся с концепцией «просвещенности» в чистом виде. Эта концепция утверждает, что грех не существует, люди изначально хороши, в совершенных ими преступлениях виноваты психические заболевания. Персонал тюрьмы был преисполнен решимости «излечить» заключенных, изменяя их поведение и используя другие современные психологические методики.

«Грех» всегда считался ужасным словом, но за последние полсто-летия оно приобрело иной смысл. Теперь слово «грех» никому не внушает ужас — оно утратило былую значительность. Люди больше не грешны, они незрелы или обделены благами цивилизации, или напуганы, или, чаще всего, больны.

Филлис Макгинли

В той же тюрьме я познакомился с молодой женщиной, которая ценой своей жизни доказала лживость теории, отрицающей реальность греха. Она занималась коррекцией поведения заключенных, она была христианкой. «О, как они нуждаются в Евангелии», — сказала она, благодаря меня за проповедь. Она была в отчаянии, потому что понимала, что жизнь человека не может измениться, пока он не познал подлинного чувства вины.

То, что случилось через несколько дней, подтвердило обоснованность ее беспокойства. Она сопровождала одного заключенного в кратковременный отпуск домой, по дороге он обезоружил, изнасиловал и убил ее.

Отрицание реальности греха в человеке — не просто небиблейская позиция, но большая глупость. Зло, скрывающееся в человеческих сердцах невозможно победить никаким образованием и никакими, даже самыми совершенными, методиками (см.: Пр. 14:12).

К началу страницы


ВОПРОС 15: Могут ли люди, подобные серийному убийце Джеффри Дамеру, совершать преступления, не будучи больными?

Встречали ли вы когда-нибудь Джеффри Дамера в обычной обстановке? Я встречал.

В 1981 году я посещал камеры смертников в тюрьме усиленного режима в городе Менард, (штат Иллинойс), и один из заключенных изъявил тогда желание поговорить со мной с глазу на глаз. Это был человек средних лет с аккуратно причесанными седоватыми волосами, приветливой улыбкой и умными глазами. Если бы не наручники и цепи, сковывающие его движения, он вполне сошел бы за добродушного директора школы или дружелюбного аптекаря.

Но тот человек был Джон Уэйн Гейси-младший, совершивший сексуальное насилие над тридцатью тремя молодыми людьми и умертвивший свои жертвы. Сидя за столом и беседуя, Гейст производил впечатление совершенно разумного человека. Размышляя над его преступлениями, я невольно думал, что здоровый человек такого совершить не может.

Он действительно был болен, но болен грехом, вылившимся в такое чудовищное злодейство. Лишь напомнив себе, что он болен тем же самым грехом, который живет в любом из нас, я смог пробыть целый час с ним лицом к лицу, а потом даже молиться с ним.

Суд над Джеффри Дамером вращался вокруг вопроса о его вменяемости. Никто не сомневался в том, что он совершил невероятные по своей жестокости и мерзости преступления. Все задавались вопросом: мог ли совершить такое человек в своем уме?

Тем не менее суд Милуоки, поставленный перед фактами убийства, каннибализма и некрофилии, сделал вывод о вменяемости Даммера, о том, что причина всех преступлений — зло в нем самом.

Сегодня существует тенденция находить различные оправдания дурному поведению людей. Писатель Сол Беллоу назвал наше время «золотым веком оправдания преступления». На судебных процессах защита постоянно выдвигает версии о неблагополучной обстановке в семье преступника и о иных негативных влияниях.

Подобная практика оправдания зла настолько распространена, что даже получила название — «защита Твинки» (по имени «героя» нашумевшего процесса 1978 года, когда по ходатайству преступника, застрелившего мэра Сан-Франциско и сопровождавшего его чиновника, суд квалифицировал его поведение как «временное помешательство»). Преступник оправдался тем, что перед роковым выстрелом он съел некачественную пищу, после чего содержание сахара в крови у него так подскочило, что его поведение стало неуправляемым.

Мы ищем всякие предлоги, потому что не желаем видеть подлинное состояние человека. Есть, конечно, люди с нарушенной психикой, но они — исключение. За последние двадцать пять лет я посетил шестьсот тюрем по всему миру и могу утверждать, что причина преступлений не в психических отклонениях. Все дело в грехе. Люди делают неправильный моральный выбор и должны за это отвечать. Когда мы попустительствуем преступникам, реальность преподносит нам горькие уроки, подобные тому, что произошло в норвежской тюрьме.

К началу страницы


ВОПРОС 16: Есть ли ад?

Мне задавали этот вопрос и раньше в довольно необычной обстановке.

Во время одного из моих визитов в Англию я выступал перед аудиторией, в которой присутствовал известный историк Пол Джонсон, автор книги Modern Times. В конце моего выступления он взглянул на меня и сказал: «Я думаю, что самая большая проблема нынешнего века — доктрина об аде и отношение к ней. А вы что думаете об этом?».

Я не ожидал такого вопроса: он совсем не относился к теме нашего разговора. Но, побеседовав с Джонсоном, я понял, что он был прав, подняв этот вопрос. Когда христианская церковь обходит молчанием доктрину об аде, общество теряет очень важный ориентир. Вопрос об аде придает нашей жизни определенный смысл, так как напоминает, что моральный выбор, который мы делаем ежедневно, имеет значение в вечности, что наше поведение в земном мире тоже оставляет след в вечности, что Бог очень серьезно относится к тому, как мы пользуемся свободой выбора.

Люди, не верящие в страшный суд, утрачивают ответственность за свои поступки. В их сердцах нет прочного стержня, сдерживающего греховные импульсы, нет страха Божьего, и, как сказано в Книге Судей, каждый делает то, что считает правильным (см.: Суд. 21:25).

Доктрина об аде — это не средневековая выдумка теологов, покрывшаяся пылью времен. У нее есть серьезные социальные последствия. Без веры в то, что высшая Справедливость скажет окончательное слово, люди теряют чувство нравственного долга, а общественные связи разрушаются. Однако маловероятно, что все эти доводы убедят кого-то и заставят поверить в реальность ада. Иисус постоянно предупреждал: если мы отворачиваемся от Бога в этой жизни, мы будем отделены он Него и в вечности.

Но, хотя известно, что «возмездие за грех — смерть», апостол Павел утверждает, что «дар Божий — жизнь во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Пока жив человек, никогда не поздно молить Бога о прощении грехов, ибо тогда Бог сразу же дарует его (дальнейшие рассуждения на эту тему см. в вопросе 41: «Что будет с теми, кто умирает, не услышав о Христе?»).

К началу страницы


ВОПРОС 17: Существуют ли ангелы и бесы?

В Библии многократно говорится о посланцах Бога, которые помогали, служили людям и защищали их. Ангелы являлись Аврааму и Сарре; Иаков боролся с ангелом; ангелы служили пророку Илии. Но самым замечательным было явление ангела Марии, матери Иисуса, возвестившего ей о будущем Сыне. Библейские ангелы совсем не похожи на миловидных и пухлых младенцев с крылышками за спиной. Ангел, являющийся человеку, всегда говорит: «Не бойся». Значит, настоящие ангелы представляют собой зрелище устрашающее: это мощные воины, участники вселенской войны между добром и злом.

Однако в наше время представления об ангелах сильно искажены. Ангелы, придуманные идеологами Новой эры, не имеют ничего общего с ангелами Священного Писания, которое называет их служебными духами, но ни в коем случае не обслуживающим нас персоналом.

Последователи учения Новой эры говорят об ангелах, как о джиннах, появляющихся по приказу, чтобы сменить вдалеке от большого города автомобильную шину или остановить автобус, чтобы подсадить кого-то и пр. Ангелы, согласно этому учению, никогда никому не противоречат и никому не предъявляют никаких претензий. Это чистой воды фантазии.

Бесы — падшие ангелы, взбунтовавшиеся против Бога, — так же реальны, как их небесные антиподы, однако христиане не должны приписывать их проискам любое зло.

Нередко люди сознательно уклоняются от реальных событий христианской жизни и все происходящее объясняют воздействием ангелов или бесов. Неверно думать, что Божье Царство явлено в этом мире прежде всего служебными или враждебными духами. Это наша работа. Мы есть Тело Христово, и поэтому через нас Христос входит в этот мир и через нас Его образ открывается тем, кто рядом с нами. Писание утверждает, что за то, что в мире существует зло, в основном ответственны мы. У нас нет права уклоняться от ответственности за это зло или освобождать ближних от ответственности за их поступки, упрощенно называя жизнь «духовной войной», в которой люди — не более чем пешки в игре сверхъестественных сил. Нет сомнения в реальности дьявола и его последователей, но большая часть мирового зла существует благодаря человеческому выбору.

К началу страницы


Краткий обзор ключевых пунктов:

• Бог не творит зло. Абсолютная благость Бога — первый принцип христианского мышления.

• Зло вошло в мир как следствие выбора первых людей, которые предпочли противостать Богу. Зло распространяется в человеческой истории подобно чуме в результате выбора, который люди продолжают делать доныне.

• Свободная воля — основа человеческого достоинства.

• Господь допускает последствия зла в мире для того, чтобы эти последствия были искуплены, и в этом отражается Его благая сущность.

• Бог Сам вошел в мир через Христа для того, чтобы понести на Себе наказание за человеческий грех и восстановить взаимоотношения между Собой и человечеством.

• Страдание, которое мы претерпеваем сегодня, — наш вклад в победу Христа.

• Не всякое страдание есть прямое следствие греха, но Бог может использовать любое зло для восстановления и исцеления.

• Любя, Бог предпочел претерпеть боль и страдание ради искупления человеческого греха, нежели отказаться от сотворения человека. В этом заключена глубокая тайна.

• Мы не являемся ни изначально хорошими, ни безразличными к добру и злу: мы предрасположены к греху.

• Отрицание реальности греха абсурдно: оно влечет губительные и непредсказуемые последствия.

• Иисус многократно повторял, что, отрекаясь от Бога в этой жизни, мы осуждаем себя на отчуждение от Него в вечности. Реальность ада демонстрирует, насколько Бог уважает наше право выбора.

К началу страницы


<< Глава 1   |   Оглавление   |   Глава 3 >>